Герой Советского Союза Балюк Иван Фёдорович

Родился 30 Апреля 1919 года в городе Кролевец, ныне Сумской области ( Украина ), в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, а затем ( в 1937 году ) — Конотопский строительный техникум. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

С первого дня Великой Отечественной войны Лейтенант И. Ф. Балюк в действующей армии. До 1942 года служил в 38-м ИАП, летал на И-153. Затем — в 237-м ИАП ( 54-й ГвИАП ), летал на Як-1 и «Аэрокобре». Сражался на Северо — Западном, Западном, Ленинградском, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в боях на Курской дуге.

К Июню 1943 года командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) Гвардии капитан И. Ф. Балюк совершил 300 боевых вылета, провёл 135 воздушных боев, в которых лично сбил 14 самолётов противника и 3 в составе группы. Эскадрилья, которой он командовал, только за период с Августа 1942 года по Май 1943 года сбила 32 вражеских самолёта.

Герой Советского Союза Балюк Иван Фёдорович

24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 500 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 25 вражеских самолётов лично и 5 — в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно — Воздушную академию. С 1973 года Гвардии полковник И. Ф. Балюк — в запасе. Жил и работал в Ростове — на — Дону. Умер 13 Января 1993 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*    *    *

С первых же дней Великой Отечественной войны, Иван Балюк сражался с врагами, вплоть до полной победы.

Свой боевой путь он Балюк начал на Северо — Западном фронте лётчиком 38-го истребительного авиаполка. Летая на биплане И-153, за короткое время совершил 95 боевых вылетов и уничтожил 30 автомашин, 15 танков, штаб немецкого пехотного полка, 10 цистерн с горючим, вывел из строя 4 самолёта противника на аэродромах.

Весной 1942 года сражался на Ленинградском фронте. Защищая воздушный простор на подступах к городу на Неве, Иван Балюк одержал свои первые 3 воздушные победы.

Герой Советского Союза Балюк Иван Фёдорович

Иван Балюк ( в центре ), 1941 год.

Спустя некоторое время Старший лейтенант И. Ф. Балюк был переведён в 237-й авиаполк, летающий уже на «Яках», где был назначен командиром 1-й эскадрильи. В этом полку и проявились его блестящие организаторские и боевые качества лётчика — истребителя.

С Августа 1942 года он участвует в сражении за Сталинград. Здесь более 100 раз поднимал Балюк свой «Як» навстречу врагу. За несколько вылетов сбил 9 вражеских самолётов, получил орден Красного Знамени и звание Капитана. Его отличало бережное отношение к молодым лётчикам; молчун, он обычно улыбался их настойчивым просьбам о немедленном вылете на боевое задание, проводил с ними учебные полеты, в бой вводил постепенно, под прикрытием «стариков»…

Бои за Сталинград Ивану Фёдоровичу особенно памятны. Здесь ему не раз приходилось вступать в схватки с превосходящими силами врага.

«Обстановка на Сталинградском фронте, — вспоминает И. Ф. Балюк, — была очень сложной и напряжённой. Лётчики совершали по нескольку боевых вылетов в день. Ежедневно участвовали в жарких воздушных схватках. И для того, чтобы выходить с честью из трудных положений, побеждать врага, приходилось учиться самому и учить подчинённых новым приёмам ведения боя. Мы овладевали искусством внезапных атак по аэродромам противника, надёжного прикрытия своих бомбардировщиков и штурмовиков. Лётчики научились летать и вести бой парами, успешно осуществлять поиск врага методом «свободной охоты». Беспримерная храбрость, высокое лётное мастерство помогали побеждать фашистских стервятников».

Подчинённые любили и уважали своего командира, брали с него пример.

— С Балюком можно вести бой при любом количестве самолётов противника, — любили повторять лётчики в эскадрильи.

В конце Ноября 1942 года шестёрка истребителей во главе с Балюком сопровождали наши бомбардировщики, которые должны были нанести удар по скоплению войск противника в районе Сталинграда. При подходе к объекту атаки лётчики Балюка встретились с большой группой вражеских истребителей. Эскадрилья смело атаковала противника, связав его боем. Это позволило нашим бомбардировщикам прицельно отбомбиться. В ожесточённой схватке было уничтожено 5 самолётов врага, одного из «Мессеров» сбил И. Ф. Балюк. После выполнения задания бомбардировщики и истребители без потерь возвратились на свой аэродром.

Герой Советского Союза Балюк Иван Фёдорович

В конце Декабря 1942 года 6 истребителей под командованием Ивана Балюка получили задание перехватить группу вражеских бомбардировщиков. Наши лётчики встретили их на подступах к городу. Смело врезавшись в боевой порядок немецких самолётов, они сбили 3 машины. Фашисты в беспорядке сбросили бомбы и повернули назад. Командир эскадрильи в этом бою уничтожил самолёт противника. Ещё 2 немецких машины Иван Балюк сбил позже на Центральном фронте.

В небе Сталинграда Иван Балюк разил неприятельские машины самых разных типов. Так, 15 Сентября он сбил тяжёлый бомбардировщик «Хейнкель-111», а спустя несколько дней ему довелось встретьться там и с новинкой немецкой авиационной техники — корректировщиком FW-189 — «Рамой», как называли её наши солдаты.

Герой Советского Союза Балюк Иван Фёдорович

Живучесть FW-189 была необычайной. Являясь при своей высокой маневренности ( обеспеченной малой нагрузкой на крыло ) довольно трудной мишенью, этот самолёт выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов. Бывали даже случаи, когда «Рама» возвращалась на базу после тарана. Но несмотря на увертливость этих двухфюзеляжных машин, советские лётчики научились их перехватывать и сбивать.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB