Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

Офицеры управления ежемесячно находились в войсках более 3-х недель. Они проводили там показательные занятия, организовывали полёты, учения, осуществляли разборы боевых вылетов. На них же возлагались участие в испытаниях новых образцов самолётов и вооружения ВВС, разработка инструкций и руководств по боевому применению бомбардировщиков, истребителей, штурмовиков. В Москву они возвращались лишь для того, чтобы подготовить отчёт о проделанном, поставить или решить какой — то вопрос либо получить новое задание. Сколько пришлось решать этих вопросов за год работы в управлении ! Одни были связаны с выяснением реальных боевых возможностей техники, другие — с большими потерями лётного состава, третьи — с вводом молодёжи в боевой строй. И как правило, они решались во фронтовой обстановке, в боевых вылетах с участием лётчиков — инспекторов управления. В частности, инспекторы много сделали при внедрении радиосвязи в управление группами самолётов в воздухе, при организации взаимодействия между различными видами авиации и авиационных подразделений с наземными войсками.

Работая в Главном Управлении Боевой Подготовки, Майор А. Ф. Семёнов не терял надежды вернуться непосредственно на фронт. В Феврале 1943 года его просьба была удовлетворена: он принял командование 286-й истребительной авиационной дивизией.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

В Феврале 1944 года Александр Фёдорович вернулся в свой 32-й Гвардейский ИАП, который теперь входил в состав 3-й истребительной дивизии 1-го Гвардейского истребительного корпуса Резерва Ставки Верховного Главнокомандования. Полк был вооружён истребителями Ла-5. Его костяк составляли многие участники Сталинградской битвы…

Новому командиру полка вместе с офицерами штаба очень скоро удалось разгадать одну из тактических новинок врага. Немцы довольно точно определяли время барражирования наших истребителей и, когда они уходили на посадку, наносили удар по нашим наземным войскам.

— Около линии фронта «Юнкерсы» выжидают смены наших истребителей, — предположил штурман полка Майор В. Гаранин.

Семёнов решил проверить это предположение лично.

Во главе четвёрки наиболее опытных лётчиков он вылетел за линию фронта. Поиск длился 20 минут. Первым «Юнкерсов» увидел Майор В. Луцкий. Семёнов повел группу на высоту в западном направлении: пусть экипажи «Юнкерсов» при сближении думают, что подходят их истребители прикрытия.

Хитрость удалась. После первой же атаки 2 «Юнкерса», объятые пламенем, вывалились из круга. В стане врага паника. Новый заход. Четвёрка Семёнова сбила ещё 2 самолёта и своевременно вышла из боя, так как с запада подходила большая группа «Фоккеров».

Всего за Март 1944 года лётчики полка сбили в воздушных боях 20 вражеских самолётов, в том числе 14 «Юнкерсов». Наши потери составил 1 самолёт.

В начале Мая 1944 года Подполковник А. Ф. Семёнов получил назначение на должность заместителя командира 3-й Гвардейской истребительной авиационной Брянской дивизии, Краснознамённой ордена Суворова дивизии ( 32-й ГвИАП, 63-й ИАП, 137-й ИАП ), действующей в Восточной Пруссии. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии ( Июнь 1944 года ), а затем — в Kурляндии. Круг его забот расширился. Пришлось заниматься перебазированием полков, организовывать взаимодействие с наземными войсками, торпедоносной авиацией Краснознамённого Балтийского Флота, принимать энергичные меры для своевременного поступления боеприпасов, горючего, продовольствия. Много пришлось Семёнову занижаться вопросами тактики, уточнением порядка прикрытия штурмовиков, организацией воздушной разведки.

Так прошло лето 1944 года. В Октябре войска 1-го Прибалтийского фронта, надёжно прикрытые авиацией, вышли на побережье Балтийского моря и отрезали от Восточной Пруссии основные силы немецкой группы «Север». Начались новые бои. Но в них Семёнову участвовать не пришлось. Он был назначен командиром 322-й истребительной авиационной Минской дивизии ( 2-й ГвИАП, 482-й и 937-й ИАП ), действовавшей в составе 2-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта на Берлинском направлении.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

На новом месте Семёнов начал с проверки техники пилотирования руководящего состава дивизии и полков. Впереди предстояли ожесточённые воздушные бои. Каждый из командиров был потенциальным ведущим группы, а они только начали летать на новых типах самолётов. Одновременно шло и совершенствование системы управления группами истребителей в воздухе. Одним словом, к началу наступления в Январе 1945 года дивизия была подготовлена к боевым действиям в полном объёме.

Перед наступлением полки перебазировались на аэродромы Сандомирского плацдарма, до которых долетали снаряды врага. Самолёты были своевременно рассредоточены и тщательно замаскированы. Командир дивизии с офицерами штаба проанализировали противостоящие воздушные силы противника. По имевшимся данным, возникла вероятность массированных ударов по нашим наземным войскам, а также серьёзного противодействия нашей бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации.

Исходя из сложившейся обстановки, комдив Семёнов 2 полка выделил на штурмовку вражеской авиации на аэродромах, а один — для действий по вызовам с КП корпуса. Почти все офицеры управления дивизии были направлены в части. Семёнов на По-2 вылетал в полки, где складывалась наиболее сложная обстановка. И всё шло по плану.

Взаимодействие с танкистами в дивизии было продумано до мелочей, но оно — то как раз чаще всего оказывалось под угрозой. А виной тому было… быстрое наступление танкистов. Инженерно — строительные батальоны не успевали готовить истребителям аэродромы. Выручили те же танкисты. Они стали выделять в распоряжение передовых комендатур дивизии тракторы и даже боевые танки для уплотнения грунта взлётно — посадочных полос. Оказывало помощь в строительстве аэродромов и освобождённое от врагов население Польши.

Лётчики дивизии успешно решали возложенные на них задачи. Подвеска на Ла-5 и Ла-7 бомб весом 25, 50 и 100 килограммов значительно повышала боевые возможности этих самолётов, имевших к тому же мощное пушечное вооружение. Бомбометание и стрельба выполнялись с пикирования и малых дистанций, а потому эффективность их была очень высокой.

Но однажды стремительность наступления чуть было не обернулась большой бедой. Штаб дивизии и 2 полка перебазировались на аэродром, только что захваченный нашими танкистами. Те ушли вперед, стрелковые части ещё не подошли, а к вечеру к аэродрому приблизилась многочисленная колонна противника. Как быть ? Организовали круговую оборону. Комдив запросил помощи у танкистов. И сопротивление деморализованного врага было сломлено. Немецкие солдаты начали сдаваться в плен.

Наступление продолжалось. Только с 12 Января по 31 Марта 1945 года лётчики дивизии, которой командовал Семёнов, совершили 2290 боевых вылетов, провели 180 воздушных боёв и сбили 98 вражеских самолётов. Кроме того, по самым скромным подсчётам, при штурмовых ударах они уничтожили на земле 24 самолёта, 90 автомашин, 12 паровозов и 63 вагона. Дивизия была награждена орденами Красного Знамени. Грудь комдива А. Ф. Семёнова украсил орден Богдана Хмельницкого.

Накануне Берлинской операции дивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени. Украсили ордена и боевые знамена полков, которым предстояло действовать на направлении главного удара 1-го Украинского фронта в интересах 3-й Гвардейской общевойсковой, 3-й и 4-й Гвардейских танковых армий. 2-й ГвИАП был награждён орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени, 937-й ИАП — орденом Красного Знамени, 482-й ИАП — орденами Кутузова 3-й степени и Александра Невского.

Всё было подчинено главному лозунгу тех дней: «Завершим разгром немецкого фашизма в его логове !» И он был воплощён в жизнь. В приказе Верховного Главнокомандующего в числе соединений, отличившихся при взятии Берлина, была названа и 322-я истребительная авиационная дивизия, которой командовал Гвардии Полковник А. Ф. Семёнов. Свой последний, 240-й боевой вылет, он совершил 2 Мая 1945 года, в небе Берлина.

Но это не было окончанием боевых действий лётчиков дивизии. Победные вылеты они произвели в небе восставшей Праги. Под руководством Семёнова лётчики 322-й Минской Краснознамённой ордена Суворова истребительной дивизии только за 1945 год совершили 4369 боевых вылетов. В боях над Силезией, Берлином и Прагой уничтожили 152 самолёта, много живой силы и техники наземных войск противника. За успешное выполнение боевых заданий личному составу дивизии 7 раз объявлялась благодарность в приказах Верховного Главнокомандования. Александр Фёдорович Семёнов был награждён полководческим орденом — Кутузова 2-й степени. К тому времени, участвуя в 65 воздушных боях, он сбил 15 самолётов противника лично и 12 — в группе с товарищами.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

А. Ф. Семёнов родился 4 Апреля 1912 года в деревне Заболотье Тверской губернии. После окончания средней школы и ФЗУ работал на Калининской текстильной фабрике, был рабочим, потом старшим мастером. В 1932 году поступил в Московский институт физкультуры, затем добился направления в лётную школу и в 1936 году окончил 9-ю ( Харьковскую ) военную школу лётчиков и летнабов. Он участвовал в 3-х войнах, воевал и сбивал самолёты противника на всех типах современных ему отечественных истребителей — от И-15 до Ла-7. Как инспектор ВВС облетал все типы импортных и трофейных машин. Интересно, что лётчик скептически оценивал «Аэрокобру», называя её «заокеанской капризницей». В своей ратной жизни он сбил 20 самолётов противника лично и 15 — в группе, среди них машины 14 типов. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 1 + 3 победы в Испании; 2 + 0 в Финскую; 7 + 12 в Отечественную. ]

За участие в Великой Отечественной войне награждён орденами: Ленина ( ??.09.1941 ), Красного Знамени ( ??.8.1941 ), Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени; 8 медалями, в том числе: «За оборону Сталинграда» ( 22.12.1942 ), «За оборону Москвы» ( 1.05.1944 ), «За боевые заслуги» ( 3.11.1944 ), «За победу над Германией» ( 9.05.1945 ).

После войны Александр Фёдорович продолжал служить в ВВС на командных должностях. Окончил Военную академию Генерального штаба. За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

С 1970 года Генерал — лейтенант авиации А. Ф. Семёнов в отставке. О своём боевом опыте написал 2 книги ( одну в соавторстве ). Проживал в Москве. Умер 13 Февраля 1979 года.

источник: airaces.narod.ru

AesliB