Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

Боевое крещение Лейтенант А. Ф. Семёнов получил в 1937 году, в небе республиканской Испании, на Теруэльском фронте. Там он, как и другие советские лётчики — добровольцы, свято выполнял свой интернациональный долг. Однако уже второй боевой вылет едва не закончился для Лейтенанта трагически. Он так увлёкся преследованием вражеского бомбардировщика, что при выходе из атаки потерял не только своего ведущего, но и всю группу. Выручили боевые друзья — нашли потерявшего ориентировку новичка и привели его на свой аэродром.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

Командир эскадрильи А. И. Гусев ( впоследствии Генерал — майор авиации, Герой Советского Союза ), к удивлению лётчика, выговаривать ему не стал. Он спокойно и деловито проанализировал итоги вылета и, обращаясь к тем, кто недавно прибыл в Испанию, сказал:

— Для начала запомните четыре «нельзя». Нельзя отрываться в бою от группы. Нельзя стрелять с большой дистанции. Нельзя быть слепым. Нельзя действовать поспешно. Остальное подскажет опыт…

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

И-16 Республиканских ВВС, 1937 год.

«На всю жизнь осталось в моей памяти это наставление командира эскадрильи, — напишет много лет спустя А. Ф. Семёнов, ставший Генерал — лейтенантом авиации. — Очень уж выразительно сформулировал он непременные условия победы в воздушном бою. Вылетая на любое задание, я всегда старался строго соблюдать четыре «нельзя», и со временем это дало мне возможность приобрести многие другие качества, необходимые лётчику — истребителю в фронтовой обстановке».

Он воевал в районах Валенсии и Теруэля. 11 Января 1938 года Лейтенант А. Ф. Семёнов потерпел аварию на взлёте. При разбеге разрушилось одно из колёс шасси, и самолёт врезался в деревья. С тяжёлыми травмами он попал в госпиталь, в котором находился 2 месяца. После излечения вернулся в свою эскадрилью и вновь участвовал в воздушных боях.

За 7 месяцев «командировки» Александр Семёнов, летая на истребителе И-16, совершил 15 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 1 личную и 3 групповые победы. ( С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 20 часов боевого налёта. О победах — ни слова. )

Из Испании А. Семёнов вернулся опытным воздушным бойцом. На голубых петлицах пламенели Капитанские шпалы, на парадном мундире — орден Красного Знамени. Ему сразу предложили принять эскадрилью. Но он категорически отказался: «Нет у меня ещё навыков организатора боевой и политической подготовки». Просьбу его удовлетворили. Александр получил назначение на должность замкомэска.

Войну с белофиннами Капитан А. Ф. Семёнов начал во главе 3-й эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка. Воевал на «Чайках». Летать приходилось в открытой кабине, а морозы стояли трескучие — порой доходило до 40 — 50° ниже нуля. Первое же боевое задание стало для лётчиков эскадрильи суровым испытанием. Пришлось в жесточайший холод сопровождать скоростные бомбардировщики на высоте 7000 метров без кислородных приборов. Но никто не дрогнул. Полёт был завершён успешно.

Последующие вылеты носили разнообразный характер, но чаще всего приходилось штурмовать наземные войска и аэродромы противника. В одном из таких вылетов Семёнов и одержал первую победу в небе Карельского перешейка.

— Всё произошло удивительно просто, — рассказывал позже Александр Фёдорович. — Вёл эскадрилью. На малой высоте выскочили на аэродром, а они, голубчики, взлетают. Подошёл к одному вплотную и ударил всеми огневыми средствами… Отличились в том вылете и другие лётчики эскадрильи. А тут ещё вступили в бой истребители прикрытия, ведомые Фёдором Шинкаренко ( позже Генерал — полковник авиации, Герой Советского Союза ). Одним словом, — закончил ветеран, — успех был полным.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

Истребитель И-153. На такой машине сражался А. Ф. Семёнов зимой 1939 — 1940 годов.

А вскоре была одержана и вторая победа. «Чайки» то большими кругами, то змейками ходили над линией фронта. Семёнов построил боевой порядок эскадрильи так, что всё воздушное пространство над полем боя постоянно находилось под контролем советских лётчиков.

Вражеских самолётов в западном секторе небосклона пока не было видно. Но с юго — востока, из нашего тыла, низко, прижимаясь к верхушкам деревьев, появился летящий самолёт. Вражеский воздушный разведчик ! Немедленно атаковать. Семёнов перевернул «Чайку» через крыло и устремился вниз. Когда расстояние между самолётами сократилось до десятков метров, он открыл огонь. Разведчик, вспыхнув, стал падать. После боя командир авиационной дивизии лично поздравил мужественного комэска и сказал, что от наземных войск поступило подтверждение о сбитом самолёте.

Победную точку Капитан А. Ф. Семёнов поставилв небе Карелии с помощью военной хитрости. Дело в том, что на участке фронта, где действовали лётчики 7-го истребительного авиаполка, появились новые боевые машины противника. Их горизонтальная скорость несколько превышала скорость «Чаек». Как быть ?

— В самом начале виража, — посоветовал лётчикам командир эскадрильи, — надо подрезать круг и бить с короткой дистанции. Наверняка получится.

В очередном вылете Семёнов блестяще осуществил свой замысел. Самолёт противника был сбит настолько молниеносно, что остальные вражеские лётчики не успели принять защитных мер.

75 успешных боевых вылетов совершил Семёнов в сложных условиях суровой зимы. И почти все — во главе эскадрильи. Сбил 4 вражеских самолёта. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные победы. )

Мужество и мастерство отважного лётчика было по достоинству оценено Родиной. Весной 1940 года М. И. Калинин вручил Капитану А. Ф. Семёнову орден Ленина и «Золотую Звезду» Героя.

Наступили мирные дни. С Ноября 1940 года Семёнов учился в Военно — Воздушной академии им. Жуковского. Боевой лётчик сел за учебники. Хотелось систематизировать знания, обобщить накопленный опыт, повысить уровень специальной командирской подготовки. Но завершить удалось только один курс академии. Началась Великая Отечественная война.

Цена опыта, накопленного Майором Семёновым в 2-х войнах, была исключительно велика и сказалась в первых же воздушных боях. В начале Июля 1941 года, во главе Отдельной истребительной эскадрильи МиГ-3, он вылетел на Западный фронт. Нагрузка легла на плечи авиаторов предельная. Нередко вылетали по 5 — 6 раз в день. Прикрывали наземные войска, сопровождали бомбардировщиков, вели воздушную разведку, штурмовали противника. И почти каждый вылет заканчивался напряжённым воздушным боем с превосходящими силами врага. Уже в конце Июля, он уничтожил бомбардировщик He-111, в Августе — 2 истребителя Ме-109.

В один из Августовских дней Семёнов получил приказ: пятёркой МиГ-3 прикрыть наземные войска в районе Ельни. В группу вошли опытные воздушные бойцы, и среди них два Сергея — Долгушин и Макаров. Дежурство поначалу было спокойным. Но когда оно подошло к концу, пятёрку зажали в клещи «Мессеры». Пятеро против тринадцати ! Горючее было на исходе. Что делать ? Решение пришло мгновенно: атаковать всей группой правую четвёрку с выходом вверх, а затем обрушиться на ту, что слева.

Резкий маневр вправо. Лётчики понимают ведущего без слов. Первая пара врагов шарахается в сторону. Семёнов бьёт по ведущему в упор. Ведомого уничтожает Долгушин. Пятёрка МиГ-3 с набором высоты выходит из атаки и устремляется к левой четвёрке «Мессеров». Те поспешно ретируются. Кольцо окружения прорвано.

— В том бою, — вспоминает Александр Фёдорович, — мы, пожалуй, впервые по — настоящему оценили мощь наших истребителей, почувствовали уверенность в том, что можем с успехом бить врага. Кто пережил 1941 год, знает, как много значила эта уверенность.

За участие в Июльских — Августовских боях многие лётчики эскадрильи, которой командовал Семёнов, были награждены боевыми орденами. Александр получил тогда 3-й орден Красного Знамени.

В одном из Сентябрьских боёв он одержал победу над 2-мя «Ягуарами» — многоцелевыми двухмоторными самолётами Ме-110.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

Немецкий двухмоторный многоцелевой самолёт Messershmitt Me-110D-3.

К тому времени эскадрилья, после пополнения людьми и техникой, влилась в 180-й истребительный авиационный полк. Здесь Семёнов встретился со своим бывшим командиром звена Капитаном И. М. Хлусовичем, который тоже воевал в Испании и вернулся оттуда с орденами Ленина и Красного Знамени. С этим полком Семёнов вёл бои за Ржев, штурмовал вражеские войска. Мастерство лётчиков эскадрильи росло от боя к бою. Их отличали хорошая слётанность, меткий огонь, взаимная выручка.

…Встреча шестёрки Капитана Семёнова с 30 «Мессерами» произошла в районе аэродрома. Меткий удар — и 2 Ме-109 рухнули на землю. Но это не нарушило планов противника. Они разделились на группы. Одни бросились на смельчаков, другие изготовились к штурмовке аэродрома. Этого допустить было нельзя: на аэродроме шла дозаправка самолётов. Завязался тяжёлый воздушный бой.

Семёнов первым заметил, как 2-м «Мессерам» удалось подбить самолёт Ю. А. Антипова. Лётчик стал выходить из боя. Немцы набросились на него. На выручку раненому товарищу поспешил Семёнов. Он с короткой дистанции расстрелял одного из преследователей и тут же сам попал под удар. Антипов был спасён. Но во что превратилась машина комэска ! После посадки механики и мотористы разобрали её на запасные части. К счастью, лётчик не пострадал.

Тот бой вошёл в историю полка. Шестёрка Капитана Семёнова сбила 6 «Мессеров»: по одному — Сергей Долгушин и Никита Боровой, по 2 — Александр Семёнов и Юрий Антипов.

В середине Октября 1941 года Семёнов стал заместителем командира полка. Он одним из первых освоил истребитель, вооружённый реактивными снарядами. Его примеру следовали другие лётчики.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

Истребитель МиГ-3 из состава 180-го ИАП. Западный фронт, лето — осень 1941 года.

В Декабре 1941 года Александр Семёнов был награждён орденом Ленина и в звании Майора направлен на курсы командиров авиационных полков. Однако снова на фронт он прибыл в Мае 1942 года уже в другой должности — инспектора ВВС, с мандатом, где значилось: «Командирам частей, соединений и начальникам служб выполнять все требования и указания Майора А. Ф. Семёнова».

Инспектор Семёнов, как и все лётчики, освоил новый самолёт Як-7. Он помогал Майору И. И. Клещёву готовить 434-й истребительный полк к боям, в частности много внимания уделял организации учебных схваток Як-7 с трофейным Ме-109, выделенным полку накануне вылета на Сталинградский фронт.

К середине Июня 1942 года подготовка 434-го полка к боевым действиям была закончена. Он состоял из двух эскадрилий и имел на вооружении 20 истребителей Як-1. Положение советских войск в излучине Дона к тому времени ухудшилось. Лётчики полка поклялись с честью выполнить приказ Родины — защищать каждую пядь советской земли до последней капли крови. Полк был направлен на Юго — Западный фронт, в 8-ю Воздушную армию, которой командовал Генерал — лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин. Вместе с полком отправился туда и Майор А. Ф. Семёнов, как представитель инспекции ВВС.

Битва на Волге продолжалась. Лётчики 434-го полка одерживали одну победу за другой. Лишь с 16 по 28 Сентября 1942 года они сбили 74 вражеских самолёта. Но и сами несли потери. Не вернулся с боевого задания 18-летний Володя Микоян. Спасая командира эскадрильи, погибла Клавдия Нечаева, командир звена девушек. 19 Сентября был сбит и Майор И. И. Клещёв. Сильно обгоревший он выбросился с парашютом и был отправлен в госпиталь.

Командование полком принял Майор А. Ф. Семёнов. Он хорошо усвоил неписаное правило поведения своего предшественника: «Пока ты сам летаешь, ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полёты и личное участие в воздушных боях — сразу утратишь моральное право называться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром». Семёнов много летал сам, руководил вылетами подчинённых. Итоги боевой деятельности полка с 15 Июля по 3 Октября 1942 года оказались внушительными, боевых вылетов — 2060, сбитых самолётов врага — 173. При этом, за время Сталинградской битвы сам 434-й ИАП трижды выводился на переформирование…

22 Ноября 1942 года 434-й истребительный авиационный полк был преобразован в 32-й Гвардейский ИАП. Такой же чести удостоился и 180-й авиаполк, в котором Семёнов воевал в 1941 году. Оттуда ему тоже переслали Гвардейский знак. Так он в один день стал «дважды Гвардейцем». Но недолго пришлось командовать ему прославленным коллективом.

Этапы большого пути Героя Советского Союза Александра Семёнова

Истребитель Як-1Б из состава 32-го Гвардейского ИАП. 1942 — 1943 годы.

В Январе 1943 года Майор А. Ф. Семёнов получил назначение старшим инспектором — лётчиком в Главное Управление Боевой Подготовки фронтовой авиации, где первое задание получил вместе с Н. Храмовым. Вопрос был поставлен конкретно: «Почему Ла-5 «недодаёт» скорости ?». В кратчайшие сроки они установили наиболее распространённые случаи нарушения правил эксплуатации и технического обслуживания истребителей: незакрываемые в полёте фонари, погнутые щитки и посадочные костыли, царапины на фюзеляже и крыльях… Рекомендации асов нашли отражение в приказах по Воздушным армиям и спасли не одну жизнь.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB