Его позывной — «Сокол-17»

— Лавриненков ? Эта фамилия нам известна, — обрадовался производивший допрос немецкий офицер. Владимир, конечно отрицал, что это его фамилия. Но у немецких разведчиков нашёлся альбом с фотографиями советских лётчиков, среди которых легко можно было узнать и характерное, бровастое лицо Лавриненкова. Отпираться было бесполезно, поэтому он удостоился даже некоторого уважения со стороны врага — ему устроили экскурсию на аэродром и хвастливо позволили осмотреть немецкие самолёты.

Его позывной - "Сокол-17"

Как знаменитого лётчика, Владимира не допрашивали с пристрастием. Его решили отправить в Берлин, надеясь расположить к себе своим хорошим обхождением. Вскоре, с ещё одним лётчиком — штурмовиком ( капитаном В. Карюкиным ), в отдельном купе пассажирского поезда, вместе с немецкими офицерами, они поехали в глубокий тыл противника. Не доезжая Одессы, Владимиру и его спутнику удалось бежать, выпрыгнув на ходу из поезда. Через несколько суток пробирающихся к линии фронта беглецов подобрали в районе Канева партизаны из отряда имени В. И. Чапаева.

Его позывной - "Сокол-17"
В последующем Лавриненков участвовал в одной из партизанских операциях ( был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» ), пока наступающие советские войска не освободили область от врага. Вскоре Владимир вернулся в свой полк.

Испытав невзгоды немецкого плена он, после кратковременного отпуска, продолжал отважно сражаться в небе Отчизны. В первом же вылете, в начале ноября 1943 года, сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87.

С октября 1943 по май 1944 года лётчики полка вели напряжённые бои в небе Крыма. Осенью 1943 года 9-й ГвИАП перебазировался на аэродром Аскания — Нова. Эскадрилья Лавриненкова была отправлена на аэродром подскока у Скадовска и занималась «свободной охотой» за транспортными самолётами, летающими над Чёрным морем. За короткое время лётчики его эскадрильи сбили более 30 машин. В апрельских боях 1944 года в Крыму его счёт пополнили ещё 4 истребителя.

За отвагу и мужество проявленные в боях, успешное командование эскадрильей, 1 июля 1944 года Гвардии майор В. Д. Лавриненков был награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Его позывной - "Сокол-17"

Летом 1944 года 9-й ГвИАП был перевооружён на новые самолёты Ла-7. В октябре 1944 года Владимир Лавриненков, приняв командование прославленным 9-м Гвардейским авиационным полком ( 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ), продолжил свою боевую деятельность. Он сражался в Прибалтике и под Кёнигсбергом, а последние боевые вылеты совершил в небе Берлина. К концу войны совершил 448 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника. Это по официальным данным, приведённым практически во всех открытых источниках. Однако, М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 38 личных и 6 групповых побед лётчика.

За годы войны через его руки прошли истребители многих типов — сначала И-15бис, затем Як-1, Як-7, американский Р-39 «Аэрокобра» и наконец Ла-7. При этом, начиная с Як-1, все машины Лавриненкова носили бортовой номер «17», а его позывной «Сокол — 17» хорошо знали по обе стороны фронта.

Его позывной - "Сокол-17"

После окончания войны Гвардии полковник В. Д. Лавриненков командовал авиационной дивизией, летал на реактивных боевых машинах. В 1948 году окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1954 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО. В 1971 году ему было присвоено звание «Генерал — полковник авиации». В 1977 году он был назначен заместителем начальника Гражданской обороны Украинской ССР, а в 1984 году — военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Написал несколько книг воспоминаний о войне.

Прославленный советский ас скончался 14 января 1988 года.

источник: airaces.narod.ru

AesliB