Добрый волшебник Хитрук

Такое тотальное погружение в чужой язык обострило и его восприятие, и понимание. Вскоре «немца Хитрука» назначили командиром взвода радиоперехвата 17-й воздушной армии. Как переводчик он вообще был нарасхват. Несколько раз даже давал своим фронтовым коллегам уроки по германским диалектам. День Победы встретил в Вене. Конечно, рассчитывал на демобилизацию, но его отправили в Берлин переводчиком ещё на два года. В Москву вернулся только в сентябре 47-го. За почти семь лет службы Фёдор Савельевич не то что картинки для мультиков разучился рисовать – карандаш и кисточку толком держать в руках не мог. Сильно переживал, что отчислят из студии за профнепригодность. Однако фронтовику руководство сделало поблажку и разрешило восстанавливать навыки в служебное время. И не ошиблось. Вскоре Хитрук стал одним из лучших мультипликаторов студии. О нём заговорили, как о неподражаемом мастере психологических сцен. Ему и в самом деле особенно удавались мимика, пластика, жесты персонажей.

Он действительно совершил почти что революцию в отечественной мультипликации, впустив в неё Его Величество Художественный Эксперимент. Ведь как до Хитрука рисовались мультики? По диснеевскому шаблону: красочно, реалистично. Люди выглядели в них, как на фотографии. И такими же были животные: всякие там зайчики, мишки, лисички – почти как живые. Переноси их спокойно из мультика в мультик, ничего не потеряешь. Хитрук дал начало поколению мультфильмов, где в качестве героев на экране появлялись разнообразные чудики, порой нелепые, гротескные, но невероятно обаятельные и запоминающиеся. Он создавал образы. То есть, строго говоря, Хитрука нельзя полагать новатором, так сказать, в глобальном, мировом масштабе. В то же время, в отличие от знаменитого шотландца Нормана Макларена, создателя авторской анимации, которого он почитал, и который с головой ушёл в форму, в абстракцию, как теперь модно говорить, в андеграунд, наш режиссёр с помощью формы всегда творил идею, образ. У него была даже такая творческая формула: анимация = логика + интуиция.

Добрый волшебник Хитрук

Хитрук далеко продвинул вперёд и отечественное сообщество мультипликаторов, воспитав выдающееся поколение мастеров, таких, как Норштейн, Петров, Татарский, Максимов, Тумель, Дёмин…

Как режиссёр сам Фёдор Савельевич дебютировал очень поздно – в 43 года. А последний свой фильм, «Лев и бык», снял, когда ему исполнилось 66 лет. И всё. На этом карьера выдающегося отечественного режиссёра-мультипликатора закончилась. Очень короткой она оказалась, с учётом того, что прожил-то Хитрук 95 лет. Почему? Сам художник отвечал на этот вопрос так: «Наверное, я иссяк. Не было ни одной идеи, которая могла бы меня зажечь, сделать фильм-бомбу. Конечно, профессионалу вполне по силам снимать по одной ленте в год, но это точно не для меня. Не хочу, чтобы новая картина была чем-то вроде очередного дежурства. Всеми предыдущими работами я хорошо поднял планку. Опускать её было бы нечестно и эгоистично». Но это только часть ответа. Нельзя не сказать и о том, что в жизни Фёдору Савельевичу повезло на вторую половину. Мария Леонидовна Мотрук была не просто коллегой, художником-аниматором, но и музой. Её уход из жизни (сразу же после фильма «Лев и бык» в 1983 году) стал тяжкой потерей для Хитрука. Больше он к анимации не обращался. Стал заниматься педагогикой. Преподавал во ВГИКе, основал мультипликационную школу-студию.

Второй раз Фёдор Савельевич женился, когда ему было уже за 70. Его избранницей стала врач Галина Николаевна. Хитрук признавался, что только благодаря ей он так долго живёт. Мультипликатор умер дома, на руках у жены. Болезнь Паркинсона последние восемь месяцев практически приковала его к постели. «Он был идеальным мужчиной, который всё воспринимал мужественно и с достоинством, – вспоминает вдова. – Мне плохо без любимого мужа. Впрочем, не только мне. С уходом Фёдора Савельевича закончилась эпоха советской мультипликации».

У эпохи этой есть конкретные параметры. Народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии ГДР по искусству, премии президента РФ в области литературы и искусства, фронтовик Фёдор Хитрук отдал отечественной анимации более семидесяти пяти лет.

Был награждён орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, специальным призом президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино». У него 28 призов международных кинофестивалей за 200 персонажей в 102 фильмах! Он обладатель премий «Золотой Орёл» и «Ника» «За выдающийся вклад в российский кинематограф». Известен Хитрук и как автор множества статей, монографий об анимационном кино, мемуаров, переводов иноязычной литературы об анимации, и как составитель международного словаря анимационных терминов.

Добрый волшебник Хитрук

В течение многих лет он был членом худсовета «Союзмультфильма», в 1980-х годах руководил самой студией. Фёдор Савельевич преподавал на курсах художников-мультипликаторов «Союзмультфильма» и на Высших курсах сценаристов и режиссёров, был одним из инициаторов создания отделения по подготовке режиссёров мультипликации на этих курсах. Также Хитрук был вице-президентом Международной ассоциации анимационного кино, почётным президентом Ассоциации анимационного кино России, почётным президентом Международного фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка», почётным профессором ВГИКа и членом Российской Академии киноискусства «Ника». Хитрук – автор двухтомника «Профессия – аниматор». Есть марка с изображением Винни-Пуха.

Поздравляя Фёдора Хитрука с 95-летним юбилеем, президент Владимир Путин предрёк, что его мультипликационные персонажи обречены на долгую, очень долгую жизнь.

автор: Михаил Захарчук

источник: www.stoletie.ru

AesliB