Боевая работа Александра Карпова

3 Августа 1942 года. В течение двух дней, 2 и 3 Августа, лётчики и зенитчики ПВО Ленинграда сбили 32 и подбили 6 самолётов противника. Особенно эффективно действовали лётчики — истребители. Так, Капитан Житков сбил за 2 дня 2 «Юнкерса» и 1 Ме-109, Старшие лейтенанты Шишкань и Тетерин — по 2 «Юнкерса», Герой Советского Союза Капитан Пидтыкан и Старший лейтенант Карпов — по одному вражескому бомбардировщику. Боевой счёт Старшего лейтенанта Плеханова дополнился 2-мя сбитыми «Юнкерсами» и одним Ме-109″.

27 Января 1943 года. Гвардии старший лейтенант А. Т. Карпов (7-й ИАК ПВО) в бою над станцией Мга уничтожил бомбардировщик «Юнкерс-88″. Это был 13-й самолёт противника, сбитый известным советским асом».

В тот день на боевое задание вылетели 3 лётчика: Гвардии старшие лейтенанты А. Т. Карпов, Д. С. Николаев и В. И. Потапов. Прикрывая войска, в районе станции Мга они встретили 10 бомбардировщиков в группе и 6 попарно. Гвардейцы атаковали группу, расстроили её боевой порядок и сбили 2 «Юнкерса». Карпов поджёг вражеский самолёт и преследовал его до тех пор, пока он не врезался в землю. В это время ему встретились ещё 3 «Юнкерса». Карпов развернулся в атаку, но стрелять было уже нечем. Всё же он продолжал имитировать атаки и заставил фашистских лётчиков повернуть обратно.

«3 Сентября 1943 год. Гвардии капитан А. Т. Карпов в течение дня провёл 3 воздушных боя и уничтожил бомбардировщик «Юнкерс-88″. Это был 22-й по счёту самолёт противника, сбитый лётчиком в небе Ленинграда».

22 Ноября 1942 года за успехи достигнутые в боях с врагами, добросовестное выполнение заданий командования и проявленные при этом личным составом мужество и высокое воинское мастерство 123-й истребительный авиационный полк был преобразован в 27-й Гвардейский ИАП.

От вылета к вылету всё более крепли слётанность и мастерство пары Беляев — Карпов. Ярко выраженный лидер, Карпов, уже став Героем, нередко вылетал ведомым у Беляева. Скорее, это была не пара в её привычном понимании «меча и щита», а более высокоорганизованная воинская единица, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Целостность этой пары была настолько органичной, что эти лётчики, одержавшие в воздухе более 50 побед, и поражение терпели вместе — осенью 1942 года и в Июле 1943 года, когда погиб Ириней Беляев. Вспоминая о тех днях, Александр Карпов писал:

«Гибель Иринея пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть — чуть не был сбит сам. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолёту забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт «Мессера». В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолётом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против 3 фашистов, которые решили разделаться со мною.

Что было потом, рассказать трудно. Это был какой — то ураганный бой. В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолётом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран. Воспользовавшись ошибкой немецкого лётчика, допущенной им при выводе самолета из пикирования, развил предельную скорость и зашёл «Мессеру» в хвост…

Боевая работа Александра Карпова

Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолёт мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост…

В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне всё — таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория…»

Потеря И. Беляева сделала Карпова ещё более самоотверженным и настойчивым в воздухе: в конце Июля 1943 года в 5-ти боевых вылетах подряд он сбил 7 самолётов противника.

В один из летних дней 1943 года Александр Карпов и его ведомый Герой Советского Союза Георгий Жидов уже заканчивали патрулирование, когда в воздухе появилась большая группа вражеских истребителей. Наши лётчики стремительно пошли в лобовую атаку. Сначала не выдержали нервы у одного немецкого пилота, он стал отворачивать в сторону с набором высоты, и Карпов с близкого расстояния изрешетил брюхо Ме-109. А затем не выдержал лобовой атаки и второй «Мессер», которого сбил меткой очередью Жидов.

Один из боевых вылетов над Ладогой был особенно трудным для Карпова и его эскадрильи. Надо было прикрыть несколько транспортных самолётов Ли-2, на которых из Ленинграда вывозили детей. Для выполнения этой задачи были выделены 6 истребителей под командованием Александра Карпова. Вражеские истребители пытались атаковать строй транспортных машин, но потеряли один самолёт, сбитый точной очередью Капитана А. Т. Карпова. После этого остальные Ме-109 вышли из боя. Все Ли-2 благополучно прибыли на аэродром назначения.

Опытный лётчик — истребитель, отлично овладевший боевой техникой, Карпов умело сражался с коварным и сильным врагом. Не боясь превосходящего по силе противника, он отважно вступал с ними в бой, выходя из него победителем. В Сентябре 1943 года за боевые подвиги он был удостоен «Золотой Звезды» Героя. В представлении его к этому высокому званию говорилось:

«Высококвалифицированный лётчик — истребитель, мастер воздушных боёв, отлично знающий свойства порученной ему боевой машины, умело и эффективно применяет её в боях с врагами. Прекрасно изучив материальную часть самолётов И-16 и Як-7Б, технику пилотирования на них, тактику ведения воздушного боя и повадки немецких лётчиков, не считаясь с численным превосходством врага, смело вступает с ними в бой, благодаря умению и личной отваге уничтожает его.

Боевая работа Александра Карпова

Так, 23 Марта 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию наших наземных частей, 2 истребителя под руководством Карпова вступили в бой с десятком вражеских самолётов. Проявляя высокое мужество в бою, Александр Терентьевич лично сбил 2 самолёта врага».

Он запомнился людям как исключительно скромный и молчаливый человек, не терпящий фальши и рисовки. Такая характеристика стала для большинства Героев общим местом, поскольку, черты эти, присущи большинству героев вообще, что замечено ещё Плутархом.

…Утром 15 Сентября 1943 года наша артиллерия открыла мощный огонь по обороне противника на Синявинских высотах. Чёткое взаимодействие пехоты и артиллерии дало свои результаты: высоты были взяты за 30 минут. В этом бою пехоту активно поддержала и авиация. Лётчики — истребители надёжно прикрывали действия штурмовой авиации. В этот день Герой Советского Союза Гвардии капитан А. Т. Карпов сбил 2 вражеских самолёта FW-190.

1 Июля 1944 года Александр Карпов на самолёте Як-9 одержал свою 35 воздушную победу. Самолёт, сбитый им, оказался юбилейным — 1000 немецким самолётом, уничтоженным с начала войны в небе Ленинграда лётчиками 2-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса. Узнав об этом, Генеральный конструктор А. С. Яковлев обратился к Карпову с письмом, в котором, поздравив лётчика и его боевых друзей, писал:

«Тысяча фашистских бомбардировщиков и истребителей больше никогда не будут летать в ленинградском небе. Я горжусь, что ленинградские лётчики воюют и на самолётах «Яковлев»… Знаю, что в грядущих боях будете бить врага ещё сильнее. А мы, конструкторы, Вам поможем…»

23 Августа 1944 года Александр Терентьевич Карпов стал дважды Героем Советского Союза. Но своих «Золотых Звёзд» он в повседневной жизни не носил, заявляя, что наденет их после полной победы над врагом.

19 — 20 Сентября 1944 года, в период наступательной операции советских войск по очищению Эстонии от немецких войск, экипажи 276-й бомбардировочной авиационной дивизии нанесли ряд массированных ударов по железнодорожной станции Раквере. Неприятельская авиация пыталась воспрепятствовать этому, но их атаки успешно отбивались советскими истребителями. Особенно надёжно в те дни действовал командир эскадрильи 27-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан А. Т. Карпов. Сопровождая девятку пикировщиков Пе-2 его эскадрилье пришлось вступить в бой с 10 истребителями FW-190. Первым поджёг вражеский самолёт сам командир. Затем ещё 3 «Фоккера» горящими врезались в землю. Наши бомбардировщики вернулись на аэродром без потерь.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB