Боевая работа Александра Карпова

Воинская деятельность большинства Героев Великой Отечественной войны, или, как они чаще называли её, «боевая работа», порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности...

Воинская деятельность большинства Героев Великой Отечественной войны, или, как они чаще называли её, «боевая работа», порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности личности, которая, в широком смысле, соответствовала критериям высокого искусства. Овладеть искусством лётчика — истребителя — значило воспитать в себе специальную интуицию, позволявшую невредимым пройти между десятками убийственных трасс, миновать множество смертоносных разрывов, оказаться в нужном месте в нужное время и мгновенно поразить противника.

Боевая работа была не только опасна, но требовала крайнего напряжения интеллектуальных и физических сил, а в моральном плане — преобладания сознания необходимости выполнения задачи не только над желанием, а порой и над возможностью. Судьба А. Т. Карпова, результативнейшего лётчика войск ПВО страны, единственного среди них дважды Героя, — яркий пример служения долгу.

Путь в авиацию молодого рабочего парня слесаря Калужского машиностроительного завода Александра Карпова был в предвоенные годы обычным для большинства его сверстников. В школьные годы он занимался в кружке Дома — музея имени К. Циолковского. В 1937 году по комсомольской путёвке поступает в аэроклуб Осоавиахима. Год учёбы в аэроклубе без отрыва от производства пролетел быстро и незаметно. В 1938 году после окончания учёбы в аэроклубе Александр получает направление в Качинскую авиационноу школу. А ещё через 2 года Младший лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы в один из истребительных авиационных полков, дислоцированных на Украине.

В воздухе уже пахло военной грозой, и молодые авиаторы продолжали упорно учиться. Почти каждый день совершали они учебные полёты, вели учебные бои. К началу Великой Отечественной войны Карпов уже в совершенстве владел истребителем И-16. Его лётный почерк приглянулся командованию, и в числе нескольких пилотов он был направлен на освоение первого истребителя нового поколения — Як-1.

123-й истребительный авиаполк, в котором служил Александр Карпов, входил в состав авиации ПВО и поэтому его лётчики вступили в первые воздушные схватки с врагами на подступах к Москве в конце Июля 1941 года. В те дни А. Карпов, в паре со своим товарищем Старшим лейтенантом И. Беляевым, перехватывал неприятельские бомбардировщики, рвавшиеся к столице.

Истребитель И-16. На такой машине начали войну лётчики 123-го ИАП.

В Сентябре полк был переброшен под Ленинград, в район Тихвина. 29 Октября 1941 года, в группе с Капитаном Николаем Можаевым и Лейтенантом Георгием Жидовым, Младший лейтенант Александр Карпов одержал блестящую победу над «худыми», как называли наши лётчики истребители Ме-109.

В тот период Карпов ежедневно вылетал на выполнение боевых заданий по отражению штурмовых ударов немецкой авиации. В воздушных схватках с врагом он проявлял исключительное мужество и самоотверженность, уничтожая противника как в воздухе, так и на земле.

В конце Ноября 1941 года 123-й ИАП получил боевую задачу прикрывать Дорогу Жизни, проложенную по льду Ладожского озера и соединявшую блокированный врагом Ленинград с Большой землёй. Немецкие самолёты почти ежедневно атаковывали мыс Осиновец, остров Большой Зеленец, Кобону, наносили удары по колоннам автомашин на льду Ладоги, разрушали бомбами молодой, ещё не окрепший лёд на трассе.

Авиационное прикрытие Дороги Жизни осуществлялось путём патрулирования в течение светлого времени дня групп истребителей численностью от 3 до 9 машин. При этом каждый лётчик полка выполнял в день по 3 — 4 боевых вылета. На вооружении 123-го авиаполка в то время были устаревшие И-16, уступающие в скорости не только немецким истребителям Ме-109 и Ме-110, но и некоторым бомбардировщикам. Налёты на Дорогу Жизни обычно совершались большими группами вражеских самолётов и нашим истребителям приходилось вести бои с численно превосходящим противником.

В один из зимних дней Александр Карпов и командир звена Ириней Беляев, совершавшие уже 5 вылет, встретили на подступах к Ладоге 2 немецких самолёта. Стремительной атакой Карпов сбил одного из них, а затем вместе с командиром уничтожил и второй.

Через несколько дней, на этот раз морозным зимнем утром, Карпов и Беляев встретили в воздухе 10 вражеских бомбардировщиков под прикрытием группы истребителей. В тяжёлом неравном бою Карпов сбил сначала истребитель Ме-109, а затем и бомбардировщик. Тем временем в бой вступили ещё несколько наших самолётов. Вражеские бомбардировщики не смогли прорваться к цели и поспешили освободиться от своих бомб.

В известной книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», достаточно часто упомянается имя Александра Карпова. Так, на страницах 110, 136, 186, 238 есть такие записи:

«5 Мая 1942 года. Немецко — фашистская авиация совершила налёт на базу Осиновец. В налёте участвовало до 20 самолётов. Патрулировавшее над Ладожским озером звено истребителей 123-го ИАП во главе с Капитаном Г. Н. Жидовым смело вступили в бой. Три вражеских самолёта были сбиты. Два из них уничтожил Лейтенант А. Т. Карпов».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...