Ас Великой Отечественной войны Карасев Александр Никитович

Лаконичным языком военной реляции командир 9-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Морозов доносил, что Гвардии старший лейтенант Карасёв Александр Никитович участвует в Отечественной войне с 22 Июня 1941 года. За время боевых действий с немецко-фашистскими захватчиками показал себя бесстрашным и волевым лётчиком — истребителем, у которого сочетается храбрость с отличным знанием лётно — тактических данных своего самолёта и его вооружения…

Именно бесстрашие, воля и отличное знание лётно — тактических данных самолёта — вот качества, которые неизменно приносили Карасёву победу даже в тех случаях, когда враг намного превосходил численно.

Свои первые боевые вылеты сержант Карасёв провёл в Июне 1941 года на Южном фронте, будучи пилотом 282-го истребительного авиаполка. Осенью был назначен командиром звена 5-й отдельной эскадрильи ПВО, а в Июле 1942 года принял участие в боях на Сталинградском направлении в составе 6-го истребительного авиационного полка.

Ас Великой Отечественной войны Карасев Александр Никитович

6 Августа 1942 года одержал одну из своих ярких побед, за полминуты сбив 2 истребителя Ме-109. В Сентябре 1942 года Лейтенант Карасёв был переведён в прославленный 9-й Гвардейский истребительный авиаполк. В боях под Сталинградом он выполнил 120 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника.

17 Декабря 1942 года, Карасёв вылетел на перехват 12 вражеских бомбардировщиков, шедших в сторону наших наступающих наземных войск под прикрытием 8 истребителей. Пятёрка истребителей должна была напасть на 20 самолётов противника. Карасёв со своим ведомым, находясь в прикрывающей группе истребителей, вступил в бой с группой Ме-109, чтобы дать возможность товарищам атаковать бомбардировщиков. Вступая в бой с 8 вражескими истребителями, Карасёв понимал, что бой предстоит трудный, но раздумывать было некогда. «Высоту, высоту…», — вот о чём прежде всего думал лётчик. И это ему удалось. Он набрал необходимую высоту и напал неожиданно на «Мессеров» со стороны солнца. Один из них горящим факелом резался в землю, остальных он сковал боем.

Каждая атака Карасёва отличалась высокой грамотностью. Он всегда придерживался принципа, что атаку нужно строить расчётом не только на то, чтобы сразить врага, но и занять после атаки выгодное исходное положение. Иначе говоря, надо мело пользоваться скоростью и маневром.

Бой продолжался. Тем временем остальные наши истребителе напали на бомбардировщиков. Сразу 2 машины с бомбовым грузом рухнули на землю. Вражеские истребители, видя угрожающее положение своих бомбардировщиков, кинулись к ним на помощь. Но не тут-то было. Карасёв на максимальной скорости опередил головную машину и бросился навстречу врагу.

Стремительно сближались самолёты — один с красными звёздами на крыльях, другой — с чёрной свастикой. Карасёв соврал в кулак всю свою волю. И выдержал, не дрогнул. Немец, стремясь уйти от столкновения, задрал нос своего самолёта. Александр на одно мгновение увидел незащищенное брюхо вражеской машины и выпустил в него пулемётную очередь. «Мессер» рухнул вниз.

Фашисты, потеряв в этом бою 2 «Мессершмитта» и 3 «Юнкерса», сбросили бомбовый груз на свои же войска и поспешно удалились на запад. Советские лётчики без потерь вернулись на свой аэродром.

За этот бой Карасёв был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В другом бою, это было в Январе 1943 года, Карасёв со своим ведомым прикрывал наши наземные войска в районе Политотдельска. Зоркий глаз лётчика заметил приближение 8 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 6 Ме-109. Находясь выше бомбардировщиков противника, Карасёв резким пикированием обрушился на головного «Юнкерса» и прошил его меткой пулемётной очередью. Вражеский стервятник камнем полетел вниз.

Расстроив ряды бомбардировщиков, советские лётчики вступили в бой с истребителями, не дав выполнить задачи ни бомбардировщикам, ни истребителям противника.

С особенным вдохновением Карасёв вёл воздушные бои при освобождении Ростова: ведь в оккупированном немцами городе оставалась его единственная Надя. Когда Ростов освободили и полк перелетел на аэродром имени М. В. Фрунзе, лётчик получил разрешение командира, видавшую виды полковую «Эмку» и помчался по ещё дымящимся улицам за любимой… Как в сказке, нашёл её, худую, но счастливую, и привёз в полк, устроив воентехником БАО.

Один из ожесточеннейших воздушных боёв, который разыгрался на подступах к железнодорожной станции и городу Батайску 22 Марта 1943 года, надолго остался в памяти Карасёва.

Разведка донесла, что большая группа вражеских самолётов подходит к Батайску. Карасёв, только что возвратившийся с очередного патрулирования, опять поднялся в воздух и со своим звеном устремился на перехват врага.

Всматриваясь вдаль, Карасёв заметил быстро увеличивающиеся точки на горизонте. Опытный лётчик тут же установил, что у противника 20 бомбардировщиков и 6 истребителей. Раздумывать некогда, — надо быстро принимать решение. — Уходим в облака и всем составом атакуем в первую очередь бомбардировщики. Держаться за мной ! — услышали лётчики голос своего командира.

Ровный строй советских истребителей ушёл в облака. Когда вражеские бомбардировщики приблизились к Батайску на расстояние 1 — 1,5 км, они неожиданно подверглись стремительной атаке. Карасёв с короткой дистанции ударил пулемётной очередью по ведущему «Юнкерсу». Вражеский самолёт взорвался на своих бомбах. Не то от осколков вражеских бомб, а может быть от пулемётного огня наших других истребителей, но почти одновременно с взорвавшимся в воздухе вражеским бомбардировщиком задымились и камнем пошли к земле ещё 2 машины противника. Неожиданное и дерзкое нападение на врага, необычный взрыв бомбовоза в воздухе, потеря 2-х других бомбардировщиков — всё это настолько ошеломило противника, что он, беспорядочно сбросив свой бомбовый груз и потеряв всякое управление, стал поспешно уходить.

Когда вражеские истребители спохватились, было уже поздно. Бомбардировщики их так и не смогли дойти до Батайска. А фашистские истребители, надеясь на своё численное превосходство, решили дать бой нашим самолётам. Карасёву в этом бою удалось сбить ещё одну машину. Его товарищи сбили 2 Ме-109.

Тяжелейший бой провела 25 Марта 1943 года шестёрка «Яков» 9-го ГвИАП под командованием Амет Хана — Султана с группой из более 100 бомбардировщиков противника под прикрытием 18 истребителей Ме-109. В этом бою наши лётчики сбили 7 самолётов. Переломный момент наступил когда Николай Коровкин таранным ударом уничтожил ведущего вражеских истребителей. Обе машины развалились на куски. Коровкину удалось выбраться из обломков и раскрыть парашют, но другой «Мессер» достал его огненной трассой…

Александр Карасёв не успел прикрыть друга, но отомстил за его смерть — короткой очередью поджёг самолёт врага. За тем в ярости бросился на другого, но сам попал под встречную трассу, сбившую фонарь с кабины. Осколками ему поранило лицо. Кровь заливала глаза, однако Александр продолжал атаковать и сразил ещё один самолёт. В этом же бою был сбит и ведомый Амет Хана — Иван Борисов, но сумел спастись на парашюте.

Оправившись от раны полученной в этом бою, Александр Карасёв вскоре женился на своей возлюбленной и в полку, как в сказке, сыграли первую свадьбу, дохнувшую на людей весной и миром.

Затем он участвовал в боях на Кубани и Миус — фронте, за Таганрог и Мелитополь, Днепровский плацдарм и Севастополь. После «Яка», летом 1943 года, пересел на «Аэрокобру».

10 Мая 1943 года командир 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Л. Л. Шестаков подписал представление его к званию Героя Советского Союза:

«…Карасёв показал себя бесстрашным и волевым лётчиком, отлично знающим свой самолёт и вооружение… имеет на своём счету 301 боевой вылет, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил 23 самолёта противника, из них лично — 14.

Тов. Карасёв, отлично зная свой самолёт и тактику врага, с честью носит гордое звание советского аса Южного фронта. За проявленную храбрость, самоотверженность и геройство в борьбе с вражескими стервятниками при обороне Сталинграда и в зимнем наступлении Красной Армии, за уничтожение 14 самолётов противника лично и 9 — в групповых боях достоин высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза».

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года Гвардии cтарший лейтенант Александр Никитович Карасёв удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Газеты 8-й Воздушной армии и Южного фронта широко отмечали подвиги храброго лётчика. Тактические новинки воздушной борьбы, которые демонстрировались Карасёвым, широко пропагандировались в авиационных частях и соединениях.

В Августе 1943 года за успешные воздушные сражения в районе Мелитополя А. Н. Карасёв был награждён третьим орденом Красного Знамени.

Когда полк получил «Аэрокобры», Карасёв был уже признанным асом, одержавшим более двух десятков воздушных побед. В боях за освобождение Донбасса он продолжил свой победный список, сбив ещё 3 самолёта: Не-111, Ju-87 и Ме-109.

1 Февраля 1944 года он был назначен помощником командира полка по воздушно — стрелковой службе, а 25 Февраля ему было присвоено звание Майор.

Как же сложилась дальнейшая судьба Героя ?

Читай продолжение на следующей странице
AesliB