Ас Великой Отечественной войны Бобров Владимир Иванович

Родился 11 июля 1915 года в городе Луганске, в семье рабочего. В 1930 году окончил 10 классов, в 1932 году — школу ФЗУ. Работал бригадиром слесарей на паровозоремонтном заводе в Луганске. С 1934 года в Красной Армии. В ноябре 1936 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Лейтенант, младший лётчик 57-й истребительной авиаэскадрильи 142-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Участник национально-освободительной войны испанского народа с 26 марта по 13 августа 1938 года. Летал на И-16. Совершил 78 боевых вылетов (налёт боевой 97 часов), в 8 воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 13 в группе (по другим источникам — 13 лично и 4 в составе группы). 22 февраля 1939 года награждён орденом Красного Знамени.

После возвращения присвоено звание капитан, в должности младшего лётчика значился в составе 4-го и 10-го ИАП.

Участник Советско-Финской войны. В 1941 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий.

Ас Великой Отечественной войны Бобров Владимир Иванович

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. По февраль 1942 года служил в 237-м ИАП; по ноябрь 1942 года — в 521-м ИАП; по декабрь 1942 года — в 21-м ИАП; по апрель 1943 года — в 161-м ИАП; по март 1944 года — в 27-м ИАП (129-м ГвИАП); по апрель 1944 года — в Управлении 190-й ИАД; по май 1945 года — в 104-м ГвИАП. В одном из боёв был сбит, получил при этом ранение.

К концу войны совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов противника. 11 августа 1944 года командир 104-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии подполковник В. И. Бобров представлен к званию Героя Советского Союза, но представление не было утверждено.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно — Воздушной академии. В 1960 году Гвардии полковник В. И. Бобров уволен в запас. Жил в Москве. В 1966 году окончил юридический институт. Затем жил в Харькове. Работал заместителем директора института «Гипрокоммунстрой». Умер 28 марта 1970 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), иностранным орденом и медалями. 20 Марта 1991 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

***

Владимир Бобров — один из лучших Советских лётчиков-истребителей, сбивший в двух войнах более 60 вражеских самолётов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза.

Непросто найти второго такого лётчика, в чьей лётной книжке Великая Отечественная война обозначилась бы более полно: он воевал на 6 фронтах, командовал двумя прославленными Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 июня 1941 года, последнюю победу одержал над Прагой 9 мая 1945 года в 12 часов 40 минут. Воспитал 31 Героев Советского Союза, а сам при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания.

Он родился 11 июля 1915 года в Луганске в семье рабочего. Окончил 10 классов в 1930 году и, с января 1931 года по декабрь 1932 года учился в школе ФЗУ при заводе №60. Затем, до августа 1934 года работал литейщиком и слесарем — бригадиром на Луганском паровозостроительном заводе. С 19 августа 1934 года стал служить в Красной Армии и учиться в 11-й Ворошиловградской военной школе лётчиков имени Пролетариата Донбасса. После окончания школы в ноябре 1936 года, в звании Лейтенанта служил младшим лётчиком 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.

Своё боевое крещение Владимир Бобров получил, когда ещё пламя войны не бушевало над нашей Родиной. Он был одним из многих лётчиков-добровольцев, мужественно сражавшихся с фашистскими пилотами в небе Испании. 25 нашим добровольцам, прибывшим в марте 1938 года на пароходе «Кооперация» (под командованием В. Ф. Родина), засиживаться не пришлось. Время торопило: противник безнаказанно бомбил мирные города и села, убивая ни в чём не повинных людей.

Командование Народного фронта вместе с советскими представителями сразу же знакомили лётчиков с наземной и воздушной обстановкой и после коротких тренировок на боевое применение срочно отправляли на фронт. На долю пилотов группы Родина пришлось особенно большое количество боевых вылетов, во многих неравных воздушных схватках выходили они победителями.

Лейтенант В. Бобров (имел псевдоним «Вольдемар Борисовский»), как и другие советские лётчики, имел хорошую лётную и воздушно — стрелковую выучку, быстро освоился с фронтовой жизнью и вместе с испанскими лётчиками с первых же воздушных боёв активно включился в работу эскадрильи. Его самолёт всё чаще появлялся во фронтовом небе. Владимир не знал страха перед «Мессерами» и «Фиатами». Он на большой скорости врывался в боевые порядки «Юнкерсов», обстреливая их из пулемётов.

В один из таких вылетов эскадрилья наших истребителей на высоте 2000 метров приближалась к линии фронта. Внизу, объятая огнём безчисленных пожаров, простиралась израненная многострадальная земля Испании. Ведущий группы подал сигнал, покачивая самолёт с крыла на крыло, увеличил скорость полёта и пошёл с набором высоты, увлекая за собой всех лётчиков группы.

Ас Великой Отечественной войны Бобров Владимир Иванович

Истребитель И-16, Испания, 1938 год

Впереди шла большая группа вражеских «Фиатов». Скорее на перехват! Каждый лётчик жаждал встречи с врагом. Через пару минут столкнулись две силы, завязался ожесточённый воздушный бой. И вот падает один «Фиат», объятый пламенем, за ним другой… В этом бою было сбито 7 итальянских самолётов, одну из побед записал на свой личный счёт и Владимир Бобров. В нашей эскадрилье был подбит 1 самолёт, который под прикрытием своих товарищей благополучно дотянул до аэродрома и произвёл посадку.

В один из дней, во время взлёта с аэродрома отказал мотор и самолёт Боброва врезался в автомашину-стартёр. Пилот был ранен, но вскоре вернулся в строй.

31 мая в районе Саррион в течение 35 минут происходил воздушный бой 22 И-15 и 22 И-16, прикрывавших наземные войска, с 30 «Фиатами» CR.32 националистов, сопровождавших 17 двухмоторных бомбардировщиков. Было потеряно 3 И-15, но лётчики (все они — испанцы) остались живы. Один истребитель загорелся, у другого И-15 были перебиты тросы управления, пилоты спаслись на парашютах. Третий самолёт из-за неисправности двигателя произвёл вынужденную посадку на аэродром Саррион и был сожжён «Фиатом». Ещё один И-15 с остановившимся двигателем скапотировал при вынужденной посадке. Республиканскими лётчиками было заявлено о 10 сбитых «Фиатах», упавших в районе Саррион — Мора-де-Рубиелос. На одну победу претендует Андрей Степанов в паре с испанским лётчиком, на другую — Владимир Бобров. Наземные войска зафиксировали падение 14 самолётов, в том числе 4 республиканских.

Ас Великой Отечественной войны Бобров Владимир Иванович

Националисты заявили о 8 сбитых И-15 и 2 И-16 без собственных потерь. О 3-х победах заявил ас Сальвадор. Судя по его описаниям, похоже, что он был единственным, кто в действительности уничтожил республиканские самолёты, включая И-15, сожжённый на аэродроме.

 

13 Июня группа из 6 СБ под прикрытием 18 И-16 встретила в районе Вильяфамес 8 Bf-109. 10 И-16 вступили в бой, остальные самолёты продолжили полёт. В бою погиб Лейтенант Александр Сироченко, его самолёт упал на территории противника. Самолёт Георгия Прокопенко получил 42 пробоины, в том числе 3 в бронеспинке. Лётчик был ранен, но смог вернуться на аэродром и произвел аварийную посадку.

По отечественным данным, Владимир Бобров сбил 1 Bf-109, который выходил из пикирования. Наземные войска подтвердили падение самолёта противника. Тем временем основная группа встретила и сбила одинокий двухмоторный франкистский разведчик.

Ас Великой Отечественной войны Бобров Владимир Иванович

К концу пребывания в Испании у 23-летнего Владимира Боброва на счету числилось уже 17 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы. Уже тогда в полной мере проявились и его индивидуальное воинское мастерство, и незаурядная тактическая одарённость, большие организаторские способности.

Список побед лейтенанта В.И. Боброва в Испании

№ п/п Дата Самолёт противника Район боя Примечания
 1  ??.04.1938 Fiat CR.32 Тэруель лично
 2  ??.05.1938 Fiat CR.32 Мора-де-Эбро
 3  31.05.1938 Fiat CR.32 Мора-де-Эбро лично
 4  13.06.1938 Me-109 Вильяфаме лично

Говоря о боях в Испании, хотелось бы обратить внимание вот на что. Вся отечественная литература советского периода указывает на 13 личных побед В. И. Боброва и 4 групповые. С.В. Абросов в своей книге, «Воздушная война в Испании», пишет: «Лично сбил несколько («Есть сбитые им самим») и группой 13 самолётов». М.Ю. Быков, в своей книге «Асы Великой Отечественной», указывает на 4 личные и 13 групповые победы. Таким образом, общее число побед осталось неизменным, но количество личных и групповых побед поменялось местами: было — 13 + 4, стало — 4 + 13. Чем вызвано подобное явление, сказать сложно. Поскольку и С.В. Абросов, и М.Ю. Быков в своей работе используют материалы различных архивов, доверимся их сведениям и примем их за основу.

Возвратился он домой с орденом Красного Знамени на груди. С той поры крепко запомнил: порох в пороховнице надо всегда держать сухим. И готовил своих подчинённых к решающим боям, передавая им свой богатый боевой опыт, полученный в небе Испании…

С августа по сентябрь 1939 года был командиром звена 4-го ИАП Западного военного округа, затем по октябрь командовал звеном в 10-м ИАП того же округа. В этом же полку, с октября 1939 года по декабрь 1940 года, он служил помощником командира эскадрильи. В составе своего полка участвовал в Советско — Финляндской войне, совершил 48 боевых вылетов.

С декабря 1940 года по июнь 1941 года был слушателем Липецких высших авиационных курсов командиров. После окончания курсов был назначен командиром эскадрильи 237-го ИАП Прибалтийского военного округа.

Великая Отечественная война застала его на Западной границе. 22 июня 1941 года в 4 часа 30 минут командир эскадрильи 237-го ИАП Капитан В. И. Бобров снова поднял по тревоге свой истребитель в воздух, но теперь уже в своём небе и вступил в бой с хорошо знакомыми ему самолётами Люфтваффе. Уже через 10 минут на самолёте Як-1 (их полк одним из первых в Советских ВВС получил эти машины), он одержал свою первую победу в этой войне. А в скором времени, в одном из последующих вылетов, его истребитель будет подбит и Владимир Бобров, раненый и обожжёный, очнётся на госпитальной койке.

После выздоровления отважный лётчик-истребитель прошёл долгий путь жестоких боёв и побед. С февраля 1942 был командиром эскадрильи 521-го ИАП. Воевал на Калининском фронте, участвовал в боях под Москвой. 19 мая 1942 года ему присвоили звание Майора.

Вспоминает известный лётчик -истребитель, Герой Советского Союза, А. Я. Баклан:

«Осенью 1941 года в полк прибыл новый комэск — Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сбил лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество — реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями «Яков».

Как — то летели мы в паре с комэском… и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по «Мессеру». Тот, конечно, сразу развалился на куски».

С апреля по октябрь 1942 года командовал 521-м ИАП. Воевал также на Северо-Западном фронте, где командовал 21-м ИАП (в ноябре — декабре 1942 года) и 161-м ИАП (командовал 19 декабря 1942 года по февраль 1943 года).

Читай продолжение на следующей странице
AesliB