Ас Пушкин. Карьера гения в небе

На втором месяце войны Пушкин сбил свой первый «Мессер»… Не удивляйтесь, читатель: пусть в боевые задачи летчика-бомбардировщика и не входит целевой отстрел перехватчиков неприятеля – это дело истребителей прикрытия – но если немец сам нарвался, грех его не завалить! Четыре «мессершмитта» атаковали звено «Су-вторых» над целью, стараясь не допустить бомбёжки, завязался воздушный бой, и в процессе его один из немцев проскочил под «брюхом» бомбера Пушкина вперед, оказавшись точно в секторе обстрела носового стрелкового вооружения самолета. Четыре «ШКАСа» – мало врагу не покажется! Пушкин не растерялся – все четыре установки ударили разом, и дымящийся «мессер» с душераздирающим воем спел свою последнюю песню по пути к земле. Самое удивительное, что три уцелевших немецких истребителя после этого почти мгновенно бросили преследование бомбардировщиков и растворились в дымном небе.

— Потом мы поняли, что они так часто себя ведут, — рассказывал ветеран, — если сбить командира группы, остальные улепётывают.

Ас Пушкин. Карьера гения в небе
Су-2 на аэродроме

В сентябре 1941 года командованию стало известно, что в город Ромны выброшен десант немецких войск. Приказ краток: разведать и уничтожить группировку врага.

Погода стояла нелётная, дожди, свинцово-серая обложная облачность… Но лететь надо! Вызвался Пушкин.

Су-2 буквально пополз над землей – «на бреющем». Нашёл немцев… Несметное полчище фашистской техники запрудило крупное шоссе на окраине города Ромны. Танки, крытые грузовики, конная артиллерия…

Пушкин отбомбился сам и вызвал по радию других летчиков своего полка. И полк рискнул взлететь!

Немцы, на сто процентов уверенные, что под дождем в нелётную погоду им ничего не грозит, даже не успели открыть ответный огонь и понесли огромные потери. Только когда видимость в небе стала улучшаться, один наш самолет был сбит подоспевшим немецким авиаприкрытием – погиб экипаж единственной женщины-летчицы в полку, Кати Зеленко.

А в полку с тех пор «отменили понятие нелетная погода» — стали практиковать вылеты в ненастье и даже специально обучали пилотов работе на небольших высотах.

В конце октября 1941 года Анатолий Пушкин принял командование 52-м ближнебомбардировочным полком. Полк практически не выходил из боя, прикрывая отход наших войск на Сталинградском и Юго — Западном фронтах. И во главе армады бомбардировщиков неизменно шла «Сотка» Анатолия Ивановича.

Ас Пушкин. Карьера гения в небеДарственная надпись на борту «сотки» Пушкина

Командир 52-го бомбардировочного авиационного полка майор Анатолий Пушкин в ходе Сталинградского сражения ( 1942 — 1943 гг. ) летал на самолёте Су-2 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского р-на г. Молотова».

«Образцом мужества и отваги был для подчинённых командир 52-го ближнебомбардировочного авиационного полка майор А. И. Пушкин, выпускник Луганской школы военных пилотов. В самые напряжённые дни боёв он со штурманом полка капитаном Н. Н. Егоровым не раз вылетал без истребительного прикрытия на так называемую командирскую разведку, успешно выполняя боевые задания командования».

Б. А. Губин и В. Д. Киселёв «8-я Воздушная…»

Но имя майора Пушкина стало известно на фронте и в тылу значительно раньше. Мартовский номер журнала «Крокодил» за 1942 года вышел с символическим рисунком. Великий поэт, глядя на разгромленную немецкую войсковую колонну, вопрошает: «О, поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?». И советский летчик отвечает поэту: «Мы!»…

Ас Пушкин. Карьера гения в небе
Страница из журнала «Крокодил»

В августе 1942 года за эффективные результаты боевых действий и умелое руководство полком майору Анатолию Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» были вручены во фронтовой обстановке. На обороте медали был выбит номер «698». Незадолго до этого его назначили заместителем командира 270-й бомбардировочной авиадивизии. Позднее она стала 6-й Гвардейской Таганрогской дивизией.

С февраля 1944 года по январь 1950 года полковник Пушкин — бессменный командир 188-й бомбардировочной авиадивизии. С тех пор его боевая машина с номером «100» водила в бой уже все полки дивизии. Трижды название этой дивизии и имя командира отмечается в приказах Верховного Главнокомандующего: 13 октября 1944 года за участие в освобождении Риги; 23 апреля 1945 года за участие во взятии Франкфурта-на-Одере и 2 мая 1945 года за участие в битве за Берлин.

Ас Пушкин. Карьера гения в небеКомдив Анатолий Пушкин в послевоенные годы

Удивительно, но факт: за время командования Пушкина дивизия не понесла потерь от зенитного огня противника. То есть, с земли не был сбит ни один наш самолет! Есть ли нагляднее свидетельство того, что командир дивизии – главный разработчик ее тактических приёмов – в чём-то был настоящим гением.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB