Александр Павлов на земле и в воздухе

В биографии Героя Советского Союза Александра Георгиевича Павлова, пожалуй, нет ничего такого, что могло бы его отличить от юношей — комсомольцев 1930-х годов. Родился он в Москве, в семье потомственного рабочего. В 1933 году после окончания неполной средней школы уговорил отца взять его к себе на завод. Георгий Яковлевич давно знал о заветной мечте сына продолжить династию Павловых на заводе «Динамо», поэтому не стал его отговаривать, но, как бы подводя итог своему напутствию, сказал:

— Только учти, сынок, Павловы не любят золотой середины. В нашем роду так заведено, уж если быть, то быть первым. Об этом следует помнить всегда…

Александр Павлов на земле и в воздухе

За короткое время Саша полюбил свою новую профессию. Он внимательно относился к порученному делу, всматривался в работу опытных рабочих и старался перенимать от них всё хорошее. А вскоре о Павлове — младшем стали говорить как о пытливом и старательном юноше. А когда встал вопрос о посылке молодёжи в школу ФЗУ, то кандидатура Саши Павлова стояла в числе первых.

Шли дни, месяцы. Позади остались школьные годы фабрично — заводского обучения. Саша Павлов стал квалифицированным токарем. И теперь о нём говорили не только как о мастере своего дела, но и как о смекалистом рационализаторе, активном комсомольце.

Трудно сказать, когда у Саши Павлова зародилась мысль стать военным лётчиком. То ли в те незабываемые дни учёбы в аэроклубе, а может, в тот вечер, когда у них на заводе чествовали Героев Советского Союза Чкалова, Белякова и Байдукова, совершивших беспорядочный перелёт по дальнему маршруту. Только в 1936 году он твёрдо решил стать военным лётчиком. Ему хотелось быть чем — то похожим на Валерия Чкалова, этого храброго, волевого лётчика. И, как бы приближаясь к осуществлению своей мечты, Павлов даже военную школу выбрал Борисоглебскую авиационную, ту, где когда — то учился Валерий Павлович. А через 2 года лётчик — истребитель Александр Павлов, успешно окончив авиационную школу, уже примерял военную форму младшего лейтенанта.

Когда грянула Великая Отечественная война, Александр Павлов был уже старшим лейтенантом, командиром звена 40-го истребительного авиационного полка. С первых же дней войны он оказался на самой передовой линии боёв. Тяжёлые это были дни. Враг уничтожая всё на своём пути, продвигался на восток. С болью в душе слушал Павлов сообщения о том, что немецкая авиация производит налёты на Москву.

В конце сентября 1941 года противник почти вплотную приблизился к Ростову. По нескольку вылетов в день делал Павлов, отражая натиск врага. Однажды Александр в составе группы истребителей вылетел на штурмовку живой силы и техники противника. Подходя к заданному рубежу, лётчики увидели, что к переднему краю наших войск приближается армада «Юнкерсов» под прикрытием нескольких Ме-109. Ведущий группы Иван Пилипенко немедленно распорядился о действиях каждой пары, а сам бросился на перехват бомбардировщиков. Расколов строй «Юнкерсов», он поджёг один вражеский самолёт. А в это время Александр Павлов и Николай Клепиков со своими ведомыми пошли в атаку на «Мессеров». Они с ходу вступили в неравную схватку с врагами.

В бешенной «карусели смерти» замелькали силуэты немецких Ме-109 и наших И-16. Выходя из атаки, немецкий самолёт взмыл прямо перед носом самолёта Клепикова, едва не столкнувшись с ним. Но идущий рядом Александр Павлов поймал его в прицел и выпустил короткую очередь. Огненные трассы прошили фюзеляж Ме-109.

Продолжая бой, Павлов вдруг заметил, как один из «Мессеров» пристроился в хвост самолёта Клепикова. Не медля ни секунды, Александр бросился на врага и с короткой дистанции выпустил по нему прицельную очередь. И почти в тот же миг светящаяся струйка пуль пронеслась у Павлова над головой. Это стрелял уже немецкий пилот, незаметно пристроившийся к машине Павлова, когда тот шёл на выручку друга. Так, спасая Клепикова, Павлов чуть сам не оказался добычей врага. Когда лётчики вернулись с боевого задания, Николай Клепиков тут же, у самолёта, расцеловал Павлова, «подарившего» ему, как он выразился жизнь.

Александр Павлов на земле и в воздухе

Каждый день приносил всё новые и новые победы звену Александра Павлова. Крепло боевое мастерство лётчиков, росло число сбитых ими самолётов. Они надёжно прикрывали боевые порядки наземных войск, часто сопровождали в тыл врага наши штурмовики и бомбардировщики. И почти во всех этих боях Павлов был в первых рядах.

Надолго запомнился в полку бой четвёрки истребителей, которую возглавил Павлов, с девяткой бомбардировщиков Не-111. Уже на 3-й минуте воздушной схватки 3 немецкие машины были сбиты метким огнём наших лётчиков. Остальные, беспорядочно сбросив бомбовой груз, поспешили повернуть назад.

К началу 1942 года на боевом счету Павлова уже числилось около 10 лично и в группе с товарищами сбитых самолётов врага. На груди командира звена поблескивали 2 новеньких ордена Красного Знамени. И всё же настоящее мастерство воздушного бойца Александра Павлова проявилось несколько позже.

Весной 1943 года полк, в котором служил А. Г. Павлов, был преобразован в Гвардейский и стал именоваться 41-м ГвИАП. Лётчики полка срочно переучились на новый самолёт Ла-5. Александр Павлов был выдвинут на должность командира 1-й эскадрильи. Вскоре ему присвоили очередное воинское звание — «Капитан».

Следую традициям Первой Мировой войны, многие лётчики рисовали на бортах машин или капотах двигателей различные изображения, в том числе и карточных тузов, часто в сочетании с иными эмблемами и рисунками. На капоте своего истребителя Александр нарисовал красное сердце (или Червовый Туз). Подобные украшения были и на машинах Алексея Алелюхина, черноморца Юрия Шипова, многих других пилотов.

К июлю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитан А. Г. Павлов совершил 392 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, сбил 10 самолётов противника лично и 16 в составе группы. В результате одних только штурмовок им были уничтожены и повреждены: 74 автомашины с войсками и грузами, 2 зенитные батареи, 4 танка, 8 зенитных пулемётных точек, 3 тягача и так далее. За свои подвиги он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Когда начались тяжёлые и упорные бои на Курской дуге, Гвардейцы делали в день по 5 — 6 вылетов. Они смело вступали в бой, очищая небо от вражеской авиации. Однажды шестёрка Ла-5 во главе с Гвардии капитаном А. Г. Павловым вылетела на прикрытие наших войск в районе Белгорода. Погода стояла сложная: густая пелена дымки заволакивала небо и затрудняла лётчикам ориентировку. Подлетая к району цели, ведущий группы вдруг услышал знакомый позывной командира корпуса, который приказывал «Лавочкиным» немедленно преградить путь немецким бомбардировщикам.

Александр Павлов на земле и в воздухе

Напрягая до боли в глазах зрение, Павлов стал внимательно всматриваться в даль, откуда должна была появиться армада немецких бомбардировщиков. Враг не заставил себя долго ждать. Вскоре в небе появилось множество точек, которые быстро увеличивались. Павлов скомандовал Николаю Клепикову сковать боем группу прикрытия врага, а сам парой бросился на перехват бомбардировщиков. Немецкие пилоты не заметили, как со стороны солнца на них внезапно обрушилась шестёрка «Лавочкиных».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB