20-летние асы

Отважные пилоты были, как правило, 1920–1923 годов рождения. Конечно, есть в рядах лучших воздушных бойцов и люди постарше, например летчики-штурмовики Нельсон Степанян и Николай Челноков появились на свет в 1913-м и 1906-м. В истребительной авиации «стариками» считались Евгений Савицкий и Михаил Кузнецов, родившиеся соответственно в 1910 и 1913 -м. Но все же большинство дважды Героев совсем юноши. Почти все они оказались на фронте и начинали накапливать боевой опыт 20–21-летними.

В перечне оконченных ими авиационных училищ – вся география страны, в связи с бурным ростом самолетостроения и формированием все новых частей ВВС Красной армии требовались десятки тысяч пилотов.

Кстати напомню, что и перед началом Великой Отечественной, и в период смертельной борьбы с гитлеровскими агрессорами шло перевооружение наших Военно-воздушных сил. На смену устаревшим истребителям И-15, И-153, И-16 стали поступать Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, Ла-5 и Ла-7, английские «Харрикейны» и американские «Аэрокобры». Не забудем также ЛаГГ-3, МиГ-1 и МиГ-3. Эффективнейшими штурмовиками Второй мировой по праву считаются Ил-2 и Ил-10. Нельзя не упомянуть фронтовые бомбардировщики По-2, СБ, Су-2, Пе-2 и Ту-2, поступавшие по ленд-лизу А-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон». Основная машина авиации дальнего действия – Ил-4 наряду с куда меньшим количеством Пе-8 и Ер-2.

Службу будущие или уже состоявшиеся асы проходили на невысоких офицерских должностях – летчик, замкомандира эскадрильи или комэск, замкомполка. Иван Полбин, Евгений Савицкий и Василий Рязанов к концу войны командовали авиационными корпусами – бомбардировочным, истребительным и штурмовым. Однако подобные примеры единичны.

Кому и за что

В годы войны наши ВВС, помимо истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладали транспортными и разведывательными самолетами. Имела свою истребительную авиацию ПВО. Это вроде бы общеизвестно. Небезынтересны цифры, показывающие сколько дважды Героев Советского Союза в каждом роде авиации: в штурмовой – 26, столько же в истребительной, в том числе Александр Карпов из ПВО территории страны, в дальнебомбардировочной – шесть (среди них один штурман), в бомбардировочной – четыре. Плюс командующий ВВС РККА Александр Новиков.

За что же Родина вручала сталинским соколам вторые «Золотые Звезды»?

В штурмовой авиации после коренного перелома в войне летчика представляли к званию Героя Советского Союза за 90–140 успешных боевых вылетов, а у дважды Героев их насчитывалось примерно 180–220. Причем нельзя забывать, что потери у штурмовиков были самыми большими в ВВС.

Истребительная авиация имела свои боевые нормативы – до 1943 года «Золотую Звезду» летчик мог получить, сбив 10 немецких самолетов, а в конце войны – 15. У асов-истребителей на счетах было от 22 лично уничтоженных вражеских крылатых машин, как у генерала Савицкого, до 57, как у капитана Николая Гулаева.

Летчики бомбардировочной авиации – дважды Герои совершили от 150 до 400 успешных боевых вылетов.

Несмотря на крайне неблагоприятное для наших ВВС начало войны – большие потери матчасти, эвакуацию авиазаводов, советские летчики сражались, не теряя веру в победу. Росло и личное мастерство пилотов – хваленые немецкие асы почувствовали это при завершении Сталинградской битвы. В полки стали поступать новые самолеты, совершенствовались организационно-штатная структура, тактика применения авиации, и в двух грандиозных сражениях 1943 года – в небе Кубани и над Курской дугой – наше превосходство стало очевидным. Многие дважды Герои получили свои первые звезды именно в этот период.

Резко снижался урон: так, 16-я воздушная армия в июле 1943-го теряла одну машину на 15 самолетовылетов, а весной 1945-го над Берлином – уже на 152. В десять раз меньше!

Геройские дивизии

Первым дважды Героем Великой Отечественной в июне 1942-го стал командир 2-го гвардейского смешанного авиаполка ВВС Северного флота Борис Сафонов. Гвардии подполковник сбил 19 самолетов противника, проявил незаурядное командирское мастерство, за что и был представлен ко второй «Золотой Звезде» при жизни, но вскоре погиб. Кроме него, еще четверо летчиков авиации РККФ удостоились двух «Золотых Звезд».

В ВВС Красной армии был ряд соединений, в которых насчитывались десятки летчиков-Героев. Среди самых прославленных – 9-я гвардейская Мариупольско-Берлинская ордена Ленина краснознаменная, ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия полковника Ибрагима Дзусова. В ней было 46 Героев, три дважды Героя – Дмитрий Глинка, Александр Клубов, Григорий Речкалов, а Александр Покрышкин удостоился трех «Золотых Звезд». Сам Дзусов, уже будучи командиром корпуса, стал генералом и Героем Советского Союза.

В 75-м и 76-м гвардейских полках 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии воевали семь дважды Героев. Судьба одного из них – Николая Семейко – поражает своей трагичностью. Указ Президиума ВС СССР о присвоении ему геройского звания был опубликован 19 апреля 1945-го, а 20 апреля пилот погиб во время боевого вылета. Второй «Звездой» он был посмертно награжден 9 июня 1945 года.

В 9-м гвардейском истребительном авиаполку служили четыре дважды Героя – Амет-хан Султан, Алексей Алелюхин, Павел Головачев и Владимир Лавриненков. Воевал в этой части и Герой Советского Союза Александр Карасев, выпускник Орджоникидзевского аэроклуба. К маю 1944-го он одержал в воздушных боях 23 личные победы и, несомненно, до конца войны уничтожил бы еще семь-восемь самолетов противника и получил вторую «Золотую Звезду». Но в апреле 1944-го над Крымом пилот был сбит и оказался в немецком плену… После освобождения в мае 1945-го и проверки вернулся в ВВС, воевал в Корее, где сразил семь американских самолетов. Закончил службу генералом, начальником авиационного училища.

Национальный состав самых отважных соколов: русских – 42, украинцев – 14, дагестанец, армянин, башкир, белорус, казах, карел.

Большинству из дважды Героев довелось дожить до Дня Победы. Многие после войны продолжали служить в Советской армии. 24 стали генералами, трое – маршалами авиации. Александр Колдунов – Главным маршалом авиации (Александр Новиков получил это звание во время войны).

Вклад нашей авиации в Победу невозможно переоценить: за четыре года Великой Отечественной она совершила 3 миллиона 125 тысяч самолетовылетов, сбросила до 31 миллиона авиабомб общей массой 700 тысяч тонн. В воздушных боях и на земле уничтожила 57 тысяч самолетов. Более тысячи из них сбили 26 самых отважных летчиков-истребителей – это целый воздушный флот люфтваффе.

автор: Гериев Петр

источник: vpk-news.ru

AesliB