Игры разума: «Третья волна»

Ученые мира обожают эксперименты. Но здесь экспериментатор – учитель истории, а участники – ученики одной из американских школ. Рон Джонс преподавал историю. Ученик задал вопрос, как Гитлеру удалось обмануть население Германии? И почему немцы закрыли глаза на зверства фашизма?

Учитель не знал ответ. Подумав внимательно, он решил провести психологический эксперимент с участием своих учеников. Результаты были ошеломительные. Продолжался эксперимент ровно неделю. Учитель не был сторонником командного стиля обучения.

Игры разума: «Третья волна»

Предпочитал доверительные отношения с учащимися. Но по условиям эксперимента понадобился командный стиль, с голосовой привязкой. Начиная с понедельника, учитель с точностью до секунды начал руководить группой школьников.

Командный тон Джонса заставил детей по новому сесть за парту – лопатки сведены, локтевой сгиб руки, колени составляют угол 90 градусов, прямая осанка, подбородок опущен. Не у всех получилось сразу. Учитель поправлял довольно жестким тоном, и велел всегда сидеть в такой позе.

 

Игры разума: «Третья волна»

Рон Джонс

 

Игры разума: «Третья волна»

Логотипы «волны», разработанные классом

Далее оглашено новое правило поведения учащегося. Обращаясь к учителю, встать и назвать его «Мистер Джонс». Ответ на вопрос должен состоять из трех слов. За верный ответ учитель хвалил учеников. Но ситуация нехарактерная для класса, где преподавал Джонс.

Он поразился, с какой готовностью дети шли навстречу его приказам. Назавтра учитель нашел детей за партами в предложенной позиции накануне. Заранее на школьной доске учитель написал: «Сила в дисциплине» и «Сила в общности». И прочел нотацию о важности чувства локтя товарища.

Учитель заставил класс скандировать лозунги, написанные на доске. После скандирования лозунгов, он научил детей новому приветствию: правая рука согнута в локте параллельно плечу с волнообразным изгибом. По жесту «Третья волна» участники эксперимента отличали своих от чужих.

 

Игры разума: «Третья волна»

Сила в дисциплине

Подростки использовали этот жест публично. Ученики их других классов начали интересоваться, что бы это значило? Наутро к группе присоединились еще тринадцать человек. Учитель объяснил участникам, что дисциплина не имеет смысла без определенных действий. И раздал подросткам членские карточки.

В нескольких стояла буква Х. Это старшие товарищи, обязанные докладывать учителю о нарушителях дисциплины. В аудиторию не допускались не принятые в движение «Третей волны». Учитель приказал убедить двадцать малышей, что посадка за партой, принятая в их классе, лучше помогает усваивать знания.

Каждый ученик обязан привлечь надежного друга в «Третью волну». Нововведения приняты подростками с большим энтузиазмом. Последний приказ учителя – разработка логотипа движения. Новые члены принимались по рекомендации и обязаны были знать устав, внутренние правила и готовность к подчинению.

К огромному беспокойству учителя истории, эксперимент приобретал устрашающие размеры. На третий день уже более двухсот учащихся были участниками «Третей волны», а вошедший в класс директор поприветствовал Джонса «волной». Местный раввин, позвонив по телефону с желанием узнать истину, назвал эксперимент удачным поиском методики воспитания.

Двадцать школьников занимались откровенным «стукачеством», хотя такое право получил только те, у кого на членском билете стояла буква Х. нашлись добровольные охранники учителя – как бы чего не случилось! Мерилами оценки блестящих знаний больше не были хорошие отметки.

Очень много учеников стремились перейти в класс к учителю истории. Случились допросы с пристрастием одноклассников, когда их проверяли на знание новой идеологии. Уверенность в эксперименте стала теряться. Но прерывание могло нанести еще больший вред психики подростков.

Джонсу удалось убедить школьников, что это программа общенациональная, запущенная с целью выявления одаренных учеников, кто сможет возглавить страну в будущем. – Вы избранные, гордость нации. Вы сможете создать новый порядок! Трех девочек, выразивших сомнение, вывела охрана учителя.

Анонсируя пятничное выступление по ТВ нового кандидата в Президенты Америки, который объявит национальную программу «Третья волна», учитель спросил, готовы участники ответить на вопросы журналистов? Ученики согласно кивнули головами.

В пятницу двести членов новой организации «Третья волна» вошли в аудиторию с огромным телевизором. Несколько друзей Джонса изображали журналистов. Повторив лозунги для «журналистов», он, погасив свет, включил телевизор.

Глаза подростков загорелись, но экран был чистым. Подростки зашумели. Встал учитель истории. Наступила тишина. Он сказал подросткам: Вы участники психологического эксперимента. Но «Третей волны» нет. Вас умелыми манипуляциями втянули в организацию мифической «третей волны». Вы, американцы, не отличаетесь от немцев тридцатых годов. Посмотрите ваше будущее.

На экране двигалось факельное шествие, военные парады Третьего Рейха, узники концлагерей, Нюрнбергский процесс, где каждый подсудимый говорил, что просто исполнял свои обязанности. Закончились кадры. Многие сидели, сконфузившись, кто-то покинул аудиторию. Некоторые плакали. Джонс и участник эксперимента хранили молчание долгие годы.

 

AesliB