Владивосток — главная русская крепость на Дальнем Востоке

Перестроенная крепость должна была стать самой сильной в мире. Планировалось, что только с суши ее прикроет 1290 орудий, а со стороны моря — 316, в том числе 212 орудий крупного калибра. Помимо этого, планировалось широко использовать для обороны крепости отлично зарекомендовавшие себя пулеметы — всего 628 пулеметов в специально подготовленных защищенных бункерах.

К началу Первой мировой войны на строительстве Владивостокской крепости трудилось до 12 тысяч наемных рабочих из центральных регионов Российской империи и тысячи китайцев и корейцев. По соображениям секретности военные старались отказаться от привлечения к строительству иностранной рабочей силы, но в Приморье все еще ощущался недостаток русского населения и, как следствие, рабочих рук. Сложность строительных работ требовала от военных инженеров использования самого современного оборудования, которое ранее не применялось в нашей стране: пневматические отбойные молотки, электрические бетономешалки и подъемные лебедки, первые в мире грузовые автомобили марки «Бенц» и многое другое. В наиболее труднопроходимых местах были организованы подвесные канатные дороги (в таком масштабе они использовались впервые в мире) и временные узкоколейные рельсовые пути. При этом специально для доставки тысяч тонн цемента, щебня и песка на форты от ж/д станции Вторая речка специально была построена железнодорожная ветка, которая существует и сегодня.

Все новые укрепления Владивостокской крепости были очень сложными инженерными сооружениями. Для того чтобы лучше понять объем строительных работ, представьте, что форт «Пётр Великий», расположенный на горе Варгина, вместил в себя несколько скрытых в скальной толще этажей, более 3,5 километров подземных коммуникаций с бетонными сводами толщиной до 4,5 метров. Только постройка этого форта обошлась российской казне в сумму более 3 миллионов рублей. К моменту начала Первой мировой войны большой казарменный фонд крепости мог свободно вместить гарнизон до 80 тысяч человек.

Начавшаяся Первая мировая война серьезно затормозила процесс постройки фортов во Владивостоке, а революция 1917 года привела к остановке всех работ. Последовавшие затем несколько лет гражданской войны и иностранной интервенции, а также хаотическая смена власти в регионе превратили мощнейшую российскую крепость в набор заброшенных укреплений и разграбленных складов. Когда в 1922 году японские интервенты окончательно покинули Приморье, они подписали с Дальневосточной республикой соглашение о «демилитаризации» Владивостокской крепости. С ее батарей и фортов было демонтировано все артиллерийское вооружение, казалось, крепость исчезла навсегда.

Владивосток — главная русская крепость на Дальнем Востоке

«Ворошиловская батарея»

Но в действительности ее начали активно восстанавливать уже в начале 1930-х годов, когда Япония захватила китайскую Манчжурию, а СССР обрел у своих дальневосточных границ очень агрессивного и сильного соседа. Это отлично понимало советское руководство, начался процесс возрождения крепости. Уже в 1932 году старые крепостные позиции на островах и возле бухты Золотой Рог получили первые 7 тяжелых батарей. Одним из людей, кто занимался возрождением крепости был комиссар Семён Руднев, который в будущем прославиться в годы Великой Отечественной войны как герой партизанского движения.

Одновременно на юге Приморья создавалось большое количество бетонированных пулеметных точек на случай возможной войны с Японией. К примеру, чтобы защитить непосредственно Владивосток планировалось возвести 150 бетонных дотов с пулеметным или пушечным вооружением. ДОТы возводились и на островах для прикрытия береговых батарей от возможного десанта.

Так как советский флот практически не имел боевых кораблей на Тихом океане и был не в состоянии противостоять японскому флоту, который к тому моменту уже являлся одним из сильнейших в мире, вооружение Владивостокской крепости начали усиливать мощной береговой артиллерией. Уже в 1932 году здесь начали строить батареи новых 180-мм пушек, способных забрасывать 97-килограммовые снаряды на 37 километров. Это позволяло орудиям, размещенным на островах Русский и Попова, перекрыть огнем Амурский и Уссурийский заливы, прикрыв все подступы к городу с моря.

Вся тяжелые батареи постройки 1930-х годов были установлены на закрытых позициях. Они были оснащены большим количеством подземных и бетонных сооружений и укрытий, обеспечивавших защиту погребов с боеприпасами и силовых станций от обстрела тяжелой артиллерии, бомбардировок с воздуха, использования отравляющих газов. Предусматривалась также система аварийного орошения погребов при угрозе возгорания или взрыва боезапаса. Командные пункты новых батарей были построены на существенном удалении от огневых позиций. Как правило, они были связаны с батареями специальными подземными галереями (потернами). В отличие от дореволюционного периода, на этот раз все военные объекты строили исключительно солдаты. Только к постройке подсобных сооружений и казарм привлекались наемные рабочие корейцы и китайцы, которых в те годы еще достаточно много проживало на территории Приморья.

Владивосток — главная русская крепость на Дальнем Востоке

В 1934 году Владивостокская крепость получила свою самую мощную батарею в истории. В юго-восточной части острова Русский появился настоящий «подземный линкор» — две вращающихся трехорудийных башни с пушками калибра 305-мм. Детали данной батареи были произведены на заводах Ленинграда с использованием пушек и башен от еще царского линкора «Полтава». Наиболее мощная батарея крепости получила № 981 и собственное название «Ворошиловская батарея», в честь наркома обороны СССР. Непотопляемый линкор на острове Русском был не по зубам даже самому мощному флоту, а его снаряды, весившие 470 кг, могли преодолевать 30 километров. Неслучайно данная артиллерийская батарея оставалась на службе более 60 лет, вплоть до конца XX века.

К началу Великой Отечественной войны Владивостокская крепость в официальных документах именовалась БО ГВМБ ТОФ. За этой длинной аббревиатурой скрывалась — Береговая оборона главной военно-морской базы Тихоокеанского флота. При этом еще дореволюционные укрепления и форты использовались как позиции для зенитной артиллерии, склады и командные пункты. Даже самые мощные укрепления Севастополя и Кронштадта не могли тогда сравниться с Владивостоком. В 1941 году возрожденная крепость насчитывала более 150 тяжелых пушек и полусотни береговых батарей, а также большое количество противодесантных батарей и пулеметных точек. Вместе с минными заграждениями и авиацией все это образовывало на морских подступах к городу непреодолимую преграду для японского флота. Мощь «Владивостокской крепости» называют одним из факторов, который не позволил Японии, несмотря на союз с гитлеровской Германией, напасть на Советский Союз.

Весной 1945 года во Владивостокской крепости были установлены первые артиллерийские радиолокационные станции, которые позволяли пушкам вести меткий огонь в тумане и в ночные часы. Хотя Владивосток так никогда и не был атакован войсками и флотом противника, несколько пушек, входивших в систему обороны города, все-таки поучаствовали во Второй мировой войне. В августе 1945 года батарея №250, расположенная на острове Фуругельма, вела огонь на пределе своей дальности по позициям японских войск на территории Кореи, поддерживая наступление советских войск.

Завершение Второй мировой войны, а затем и новая эра ракетного и ядерного оружия, казалось, навсегда оставят артиллерийскую крепость в прошлом. В 1950-60 годы практически всю артиллерию, за исключением наиболее мощных батарей, просто списали в металлолом. Однако о крепостных укреплениях пришлось вспомнить уже в 1969 году, после того как отношения между СССР и Китаем резко ухудшились, а на острове Даманском прошли настоящие бои. Владивосток начали в экстренном порядке готовить к обороне на случай наступления многомиллионной китайской армии. Так в 1970 году был образован ВЛОР — Владивостокский оборонительный район, настоящий преемник владивостокской крепости.

Владивосток — главная русская крепость на Дальнем Востоке

На старых батареях начали устанавливать самые современные пушки, к примеру, 85-мм полуавтоматические орудия, которые беглым огнем должны были уничтожать атакующие массы китайской пехоты. Всего в 1970-е годы в окрестностях города восстановили или построили более 20 стационарных «крепостных» артиллерийских батарей. В качестве укреплений «Владивостокской крепости» были использованы даже старые тяжелые танки ИС-2 периода Великой Отечественной войны, они были врыты в землю и защищены бетоном. Такие импровизированные ДОТы прикрывали, к примеру, шоссе Владивосток-Хабаровск в районе города Артём.

Отдельные пулеметные точки в окрестностях города продолжали строить даже летом 1991 года. Однако распад Советского Союза предопределил судьбу данной крепости. Последние выстрелы ее морских орудий прозвучали в 1992 году. Тогда во время учений знаменитая «Ворошиловская батарея» выпустила 470-кг снаряд, который отклонился от заданной цели всего на 1,5 метра, что является просто отличным показателем даже для современной ракетной техники.

Официальная история Владивостокской крепости окончательно завершилась 30 июля 1997 года, когда расположенный на территории острова Русский «подземный линкор» был окончательно выведен из состава Вооруженных Сил Российской Федерации и переоборудован в музей. Таким образом закончилась история Владивостокской крепости, которая являлась наиболее мощной твердыней в российской истории. Еще один музей был открыт 30 октября 1996 года во Владивостоке на территории крепостной батареи Безымянная, здесь был открыт музей с одноименным названием «Владивостокская крепость», посвященный ее истории.

Сегодня крепость является уникальным памятником, который признают одним из наиболее интересных и посещаемых объектов Владивостока. Ее форты, береговые батареи, капониры и иные сооружения раскинулись на огромной территории вокруг города и непосредственно в его границах. Если вы будете во Владивостоке, обязательно выкройте время на осмотр тех объектов, которые сегодня доступны для посещения туристами, а если вы увлекайтесь военной историей вы обязательно познакомитесь с грандиозными фортификационными сооружениями одной из самых сильных крепостей в мире.

автор: Юферев Сергей

источник: topwar.ru

AesliB