Владивосток — главная русская крепость на Дальнем Востоке

Владивосток — важный российский город и порт на Дальнем Востоке. Он был основан в 1860 году, как военный пост «Владивосток», в 1880 году получил статус города. На протяжении...

Владивосток — важный российский город и порт на Дальнем Востоке. Он был основан в 1860 году, как военный пост «Владивосток», в 1880 году получил статус города. На протяжении всего времени своего существования Владивосток называли «крепостью». При этом ни зубчатые стены, ни высокие оборонительные башни, ни многочисленные бастионы никогда не окружали этот русский город. На протяжении всего своего существования — это была крепость нового времени — венец фортификационного искусства прошлого века, комбинация из железа, бетона и мощной береговой артиллерии.

Оборонительные сооружения, которые создавались вокруг Владивостока десятилетиями для защиты города от атак с суши и с моря, так ни разу и не стали участниками серьезных боевых столкновений с противником. Однако их роль в укреплении российского влияния в этом регионе трудно переоценить. Именно мощь владивостокских укреплений одним своим присутствием сдерживала потенциального агрессора, который просто не решался напасть на «крепость» Владивосток.

Официально Владивосток был объявлен крепостью 30 августа 1889 года, о чем ровно в полдень того же дня возвестил выстрел пушки, установленной на сопке Тигровой. При этом Владивостокская крепость является самым большим в мире фортификационным сооружением, из всех морских крепостей страны лишь она была внесена в список уникальных исторических памятников ЮНЕСКО. «Крепость» занимала более 400 квадратных километров площади на земле и под землей. В состав крепости в разное время входило до 16 фортов, порядка 50 береговых артиллерийских батарей, десятки различных капониров, 8 подземных казарм, 130 различных укреплений, до 1,4 тысячи орудий.

Сам Владивосток отличался выгодным географическим расположением. Расположенный на полуострове Муравьёва-Амурского город омывается водами Амурского и Уссурийского заливов, входящих в акваторию залива Петра Великого Японского моря. Помимо этого, в состав города сегодня входят около 50 островов, крупнейшим из которых является остров Русский общей площадью 9764 га. Площадь остальных островов в общей сложности составляет 2915 га. Также особенностью местности в городе и его окрестностях является наличие большого количества сопок. Самой высокой точкой в исторической части города является сопка Орлиное гнездо (199 метров). Самой высокой точкой на территории городского округа в современных границах является безымянная гора высотой 474 метра (в народе называется Синяя сопка).

Владивосток, вид на восточную часть города, 1894 год

На первом этапе своего развития Владивостокская крепость сталкивалась с двумя основными проблемами: удаленностью от остальной империи и как следствие трудностями с доставкой строительных материалов и квалифицированной рабочей силы. Второй проблемой, которая висела над крепостью на протяжении практически всего ее существования, было недофинансирование работ. И если с первой проблемой стало легче после открытия Транссиба и привлечения местной рабочей силы (китайцы, корейцы), то недостаток финансирования, по сути, так и не удалось преодолеть, что не помешало построить укрепленный форпост на Дальнем Востоке. Городу, уже исходя из его географического расположения, была уготована судьба форпоста России на побережье Тихого океана, береговой крепости. Само название города созвучно с выражением Владей востоком, что наиболее полно отражает роль и значение города и крепости для нашей страны.

В первый период своей истории Владивосток не имел надежной защиты и укреплений. Даже спустя 20 лет после основания серьезной защиты города с моря и суши просто не существовало. Совсем юный на тот момент город прикрывали лишь 4 укрепления и около 10 береговых батарей, все они были выполнены из дерева и земли. Из технических новинок, которые появились здесь достаточно быстро, можно было выделить несколько мощных электрических прожекторов, которые разместили на берегах бухты Золотой Рог в 1885 году для ведения огня в ночное время суток. Данные прожектора стали первым примером применения электричества во Владивостоке.

Слабость укреплений города и порта не была следствием недооценки его роли или небрежности. Просто для XIX века слишком далеко от России располагался этот город, отделенный от центральных губерний страны огромной территорией Сибири и непроходимой Амурской тайгой. Для того чтобы попасть во Владивосток в те годы, нужно было 2-3 месяца плыть на пароходе из портов Черного моря или Балтики буквально через половину земного шара. В таких условиях любое строительство в городе, особенно такое трудозатратное и материалоемкое, как возведение мощных укреплений, становилось очень дорогим и сложным. Возведение в городе современных укреплений по оценкам 1883 года стоило 22 миллиона рублей единовременно и до 4 миллионов рублей ежегодно, для сравнения все расходы на образование в Российской империи составляли в тот период чуть более 18 миллионов рублей. Неудивительно, что Владивосток был официально объявлен крепостью только 30 августа 1889 года, тогда же он получил свой крепостной флаг.
Уже в следующем году здесь началось строительство бетонных укреплений. При этом к строительным работам привлекались иностранные наемные рабочие из числа китайцев и корейцев. Любопытно отметить, что первым потенциальным противником новой российской крепости считался нередкий для этих мест туман (в таких условиях батареи на сопках просто не видели, куда стрелять). Помимо тумана в потенциальные враги был зачислен могущественный британский флот, а также многочисленная армия Китая. Японию как серьезного противника России в тот период военные просто не рассматривали.

Береговая батарея № 319 «Безымянная» на 9-дюймовых береговых пушек образца 1867 года

Весной 1893 года во Владивосток на пароходе «Москва» прибыла первая «минная рота» — военная часть, предназначенная для постановки подводных морских мин. Гарнизон крепости к тому моменту составляли всего три пехотных батальона — два в самом городе и один на острове Русском. Основной задачей крепости уже тогда была защита русского флота, укрывшегося в бухте Золотой Рог от атак с моря и суши. Систему обороны крепости составляли три основных элемента. Во-первых, расположенные на островах и во Владивостоке береговые батареи, которые должны были не допустить обстрела бухты со стороны моря. Во-вторых, прикрытые данными батареями подводные минные заграждения. В-третьих, целая цепь сухопутных укреплений, которые пересекали полуостров Муравьева-Амурского и защищали флот от атаки и обстрела со стороны суши.

Отсутствие финансирования длительное время мешало начать постройку наиболее мощных укреплений. Вместо запланированных 4 миллионов рублей в год на строительство выделялось в лучшем случае 2 миллиона рублей. В тот момент царское правительство увлеклось проектом освоения арендованного Порт-Артура, который считался более перспективной базой для русского флота на Тихом океане, чем Владивосток. Поэтому последний финансировался по остаточному принципу. Сказывалась и нехватка русских строителей, что заставляло массово привлекать к работам китайцев. В свою очередь, это очень плохо сказывалось на секретности. Разведки Китая и Японии отлично знали о расположении владивостокских укреплений.
На заре XX века Владивостокская крепость включала в свой состав 3 форта, 9 полевых укреплений (редутов, люнетов и др.), 20 сухопутных и 23 береговых батареи. В то же время к началу Русско-японской войны далеко не все объекты крепости были готовы в полной мере, не хватало орудий. Гарнизон крепости, не считая артиллеристов, состоял из двух пехотных полков — в городе и на острове Русском.

В годы Русско-японской войны состоялся боевой дебют крепости. Уже через месяц после начала войны — 22 февраля 1904 года в 13:30 отряд из пяти броненосных крейсеров японской эскадры приступил к обстрелу города. Японцы хорошо знали расположение русских береговых батарей, поэтому вели огонь с наиболее безопасной для себя позиции со стороны Уссурийского залива. Так как корабли боялись подойти к крепости поближе, они стреляли издалека, причинив минимальный ущерб. В городе от их огня погиб один человек, а также загорелось здание 30-го Восточно-Сибирского полка. Обстрел продолжался 50 минут и не причинил флоту и крепости никакого вреда, правда, и сами японские корабли не встретили отпора.

Форт «Русский»

При всех своих недостатках недостроенная крепость сыграла свою роль, японцы даже не думали о высадке на юге Приморья. При этом в годы войны гарнизон крепости был увеличен сразу в 5 раз, также вокруг Владивостока было возведено большое количество полевых укреплений. После завершения войны, в которой Россия потеряла Порт-Артур, Владивосток стал не только единственной крепостью и военно-морской базой страны на Тихом океане, но и единственным оборудованным портом России, расположенным на Дальнем Востоке, что сразу же увеличило важность города.

После войны первым главнокомандующим крепости стал генерал Владимир Ирман, который в ходе обороны Порт-Артура отличился своим личным героизмом и умелым командованием войсками. Именно он назначил на командные должности во Владивостокской крепости офицеров, имевших богатый опыт обороны Порт-Артура. Именно под их руководством начались работы по созданию наиболее мощных и современных на тот момент времени укреплений, которые строились с учетом опыта, полученного во время обороны Порт-Артура.

В период с 1910 по 1916 год крепость была кардинальным образом усилена по проекту, который был разработан коллективом военных инженеров под руководством инженер-генерала А. П. Вернандера. При этом план модернизации Владивостокской крепости стоил огромных денег — более 230 миллионов рублей или более 10 процентов от ежегодной суммы всех доходов Российской империи. В то же время сразу после войны удалось выделить только 10 миллионов рублей, а за последующие 10 лет еще 98 миллионов рублей золотом.

В ходе работ было построено несколько новых фортов и опорных пунктов. Было вновь построено или реконструировано более 30 береговых батарей, возведено 23 береговых противодесантных капонира, построено 13 тоннельных пороховых погребов, аэродром на Второй речке, казематированный мясохолодильник на Первой речке, более 200 километров шоссированных дорог. Строящиеся в крепости новые укрепления имели большое количество казематов и подземных укрытий, толщина бетонных перекрытий, уложенных по стальным швеллерам на асфальтобетонной прослойке, достигала 2,4-3,6 метра, что обеспечивало надежную защиту даже при обстреле укреплений орудиями калибра 420 мм. При этом конфигурация создаваемых фортов точно соответствовала рельефу местности, форма которого не видоизменялась, а огневые сооружения были специально рассредоточены на большой площади, что серьезно затрудняло пристрелку артиллерии противника.

Батарея № 355 на десять 11-дюймовых мортир образца 1877 года

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...