Вепсы

Известно, что на территории современного Череповца люди селились издавна: уже с 10 века здесь существовало несколько постоянных поселений. Поначалу это были финно — угры, позже появились славяне. А вот само название «Череповец» — вепское, древнее, в переводе означающее «Племя на Рыбьей горе». Под этим названием, по всей видимости, подразумевается Соборная горка, которая представляет собой высокий мыс, образованный коренными берегами Ягорбы и Шексны, и является действительно ярким топографическим объектом.

К сожалению, сегодня, на вопрос: «Что вы знаете о вепсах?» — большинство людей мало что ответит. Современные люди перестали интересоваться особенностями культуры, традиционной деятельностью и обычаями и верованиями давней народности.

Да и сами «чистокровные вепсы» уже большая редкость. Так, в Вологодской области вепсы (около 400 человек) живут на территории единственного района — Бабаевского, в котором находится одно национальное сельское поселение — Куйское (деревни Кийно, Никонова Гора). Здесь еще остались «старожилы», говорящие на вепском языке и передающие молодому поколению практически утраченные традиции. Всего на территории РФ в настоящее время проживает менее 6 тысяч вепсов и численность этой народности стремительно уменьшается. Кстати, в 2009 году вепсский язык был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения»

До 1917 года вепсы, — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России, официально называли чудью. В сочинении историка Иордана, датируемом 6 веком нашей эры, можно встретить упоминания о предках вепсов, также о них говорится и в арабских источниках, в «Повести временных лет» и в работах западноевропейских авторов.

Исследователи отмечают, что у вепсов превалировало языческое мировоззрение. Самым известным среди духов был хозяин леса. Чаще всего его описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком. И когда вепсы приходили в лес, они обязательно должны были с ним поздороваться, а еще лучше принести небольшое жертвоприношение, «а то не только он удачи не пошлет, а еще заведет в такую чащобу, откуда не выберешься».

Чтобы не рассердить «хозяина», в лесу строго-настрого было нельзя ругаться, разорять гнезда и муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники. На провинившихся Дух леса напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться. Вепсы преклонялись перед елью, можжевельником, рябиной, ольхой, они верили в существование домового, водяного, дворового и других хозяев.

Развит был у вепсов и сказочный эпос. Как и у других народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. До сих пор существуют у вепсов и Священные камни. Для защиты от «сглаза» и напастей, при лечении болезней вепсы прибегали не только к магическим обрядам, но и к силе слова — заговорам. Огромное значение вепсы придавали приметам при обустройстве своего жилья. По поверьям, нельзя было ставить дом на тропе: хозяину к смерти. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты. Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние. Порог нового дома пересекали с петухом и кошкой. Если петух сразу запоет — жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет — хозяин недолго будет жить.

А вот для кошки было другое предназначение. Среди вепсов до сих пор широко распространено поверье: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым умирает. Поэтому сначала новоселье в избе справляла кошка — ее первой оставляли там всю на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день.

Сегодня вепсы, которые в основном уже ассимилировались с другими народами, стараются сохранить некоторые жанры обрядового фольклора, разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они воссоздают традиционную одежду, сценки из жизни и мн. др. По сообщению пресс-службы областного правительства в 2017 году, Вологодская область получит из федерального бюджета дополнительные средства в рамках программы поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов, в том числе вепсов.

автор: Татьяна Бутурлина

источник: rusplt.ru

AesliB