Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Трагедия случилась 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя. Ночью над акваторией прогремел мощный взрыв, от которого затонул линейный корабль «Новороссийск». Затонул, несмотря на то, что спасатели были рядом, а дело происходило прямо у стен города. Погибли более 800 моряков – в том числе, и те, кто прибыл с других кораблей на помощь. Эхо этого взрыва до сих пор не дает покоя исследователям военно-морской истории, на страницах журналов и сети интернет версии происшествия сменяют одна другую. А истина по-прежнему остается тайной за семью печатями…

«Новороссийску» в 1955 году исполнилось чуть больше 45 лет. Он появился на свет в итальянском городе Генуя, и большую часть жизни служил в итальянском военном флоте. Проект линкора-дредноута разработал морской инженер генерал Эдуардо Масдеа. Корабль был заложен на верфи морского завода «Ансальдо» 24 июня 1910 года, в октябре 1911 года сошел на воду, и после достроечных работ и полугодовых испытаний вошёл в строй 14 мая 1914 года.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Верфь «Ансальдо» в Генуе. Слева на стапеле — строящийся дредноут. 1912 г.

Линкор был окрещен при спуске именем «Джулио Чезаре» — в честь римского императора Юлия Цезаря, и вместе с тремя собратьями по серии должен был стать основой нового флота Итальянского королевства.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Строительство линкора «Джулио Чезаре», монтаж броневой палубы.

Такие или примерно такие линкоры строили в начале десятых годов двадцатого столетия все ведущие мировые державы: вот-вот должна была разразиться большая война. Италия не сразу вступила в нее, долго высчитывая, чью сторону ей выгоднее принять. Еще в начале 1914 года она входила в состав Тройственного союза вместе с Германией и Австро-Венгрией, но король Виктор-Эммануил оказался хитрым дипломатом, а посулы британского премьера сделали свое дело: желая удовлетворить все притязания на Адриатике за счёт Австро-Венгрии, Италия в 1915 году выступила на стороне Антанты.

На момент объявления войны 24 мая 1915 года все дредноуты типа «Чезаре» находились в главной базеТаранто, входя в состав 1-й дивизии линейных кораблей контр-адмирала Корси. Линкоры в Таранто находились в трехчасовой готовности к бою, проводя время в учениях на рейде родного города. Их главной задачей был бой с дредноутами Австрии. Ни в каком другом случае рисковать ими не разрешалось. Когда Антанта решила захватить военную базу в Курцола на полуострове Саббионцела, итальянские линкоры впервые вышли в открытое море в составе дивизии, но с широты порта Валона были отозваны в Таранто.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Джулио Чезаре» готов к спуску на воду.

В декабре 1916 года «Чезаре» с однотипными «Конти ди Кавуром», «Леонардо да Винчи» и «Данте Алигьери» выходил на остров Корфу, но и там ему не довелось принять участие в боевых действиях. Итальянское правительство считало слишком разорительным делом подвергать риску свою лучшую эскадру. Конец Первой Мировой войны линкор встретил в Таранто. За всё время боевых действий он провёл 31 час на боевых заданиях и 387 часов на учениях, ни разу не встретившись с настоящим противником. Поэтому когда гербовый девиз линкора был украшен словами «Цезарь здесь!», досужие журналисты тут же дополнили лозунг: «Войну видал — воевать не пробовал»…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Войну видал — воевать не пробовал»…

В межвоенное время, служа в генуэзском учебном отряде, «Джулио Чезаре» подвергся нескольким ремонтам и модернизациям, отчего и внешний вид его, и боевая мощь значительно изменились. Особенно масштабным был модернизационный ремонт 1933—1937 годов, по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Джулио Чезаре» до модернизации…

Проект предусматривал переделку орудийных стволов под более мощный калибр 320 мм., замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования и противоторпедной защиты, замену котлов и механизмов, удлинение корпуса с изменением обводов за счет перестройки полубака. Скорость линкора довели до 26-28 узлов.

Вторая мировая война показала: лучшим бойцом он от этого не стал… Видимо, все дело было в том, что гибнуть за идеи Муссолини оказалось не лучшим вариантом для экипажа, набранного накануне войны из генуэзских грузчиков и докеров.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

 … И после неё.

6 июля 1940 года «Джулио Чезаре» возглавил группу стратегического прикрытия конвоя из Неаполя в Бенгази. На обратном пути из Бенгази в Таранто итальянская эскадра нарвалась на англичан. И старый британский сверхдредноут «Уорспайт» угостил противника 381-мм снарядом в основание дымовой трубы. На палубе «Чезаре» вспыхнул пожар, из строя взрывной волной были выведены 4 котла, отчего скорость упала с 26 до 18 узлов. Под прикрытием дымовой завесы с эсминцев итальянскому флагману удалось оторваться от противника. Это был первый случай во всей войне, когда одного удачного выстрела оказалось довольно, чтобы обратить в бегство дредноут…

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

Последствия попадания 381-миллиметрового английского снаряда на палубе «Джулио Чезаре».

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года около 20 самолётов с британского авианосца «Илластриэс» атаковали итальянские линейные корабли в гавани Таранто. «Чезаре» отвертелся от бомбежки и сбежал в Неаполь, а потом и на Сицилию.

Тайны истории: Смерть «Цезаря»

«Джулио Чезаре» стреляет. Редкий снимок сделан с борта «Конти ди Кавура».

27 ноября в составе эскадры под командованием вице-адмирала Кампиони линкор участвовал в перехвате английского конвоя на Мальту, и вновь отступил при первых залпах англичан…

Читай продолжение на следующей странице
AesliB