Советский праздник – Новый год

В ночь с 31 декабря на 1 января все жители бывшего СССР поднимают бокалы с шампанским и под звон курантов встречают Новый год. В том числе и те, кто советскую цивилизацию называет не иначе как презрительным словечком «совок». Им и в голову не приходит, что празднуют они совершенно советский праздник, порожденный декретом Сталина о разрешении новогодних елок

Советский праздник – Новый год

Рождественский дед

Празднования Нового года в том виде, который привычен для нас, царская Россия не знала. Под страхом наказания в 1700 году царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января. По указу Петра в этот день следовало украшать дома еловыми ветками.

Ну а в привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Правда, Дедом Морозом его еще не звали – это был «рождественский дед».

В 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавелся молодой помощницей – дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во «внучку».

Однако Новый год в Российской империи так и не стал самостоятельным праздником. Он был лишь частью Рождества и носил второстепенный характер.

Дед Мороз под защитой Ильича

Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс. Среди защитников рождественских елок и рождественского деда были многие большевики, в частности не кто иной, как Ленин. Будучи уже при смерти, 7 января 1924 года (не в Новый год, а именно в православное Рождество) он принял участие в детском празднике, который прошел в Горках.

Советского тут ничего не найти!

Однако ярые атеисты победили. В стране развернулась непримиримая борьба «с религиозными предрассудками и суевериями».

В изданных в 1927 году «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», например, говорится: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». В Советском Союзе вводятся вместо недель «пятидневки». Воскресенье, а также другие христианские праздники теперь приходятся на рабочие дни. Дед Мороз объявлен врагом народа, рождественскую ель назвали поповской, а за рождественскую кутью можно было отправиться на родину Деда Мороза.

Советский праздник – Новый год

В том же 1927 году советская власть запретила устраивать елки. В антирождественской кампании приняли участие многие поэты, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой,
Вылитый сказочный «Дед Мороз»

С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Хорошая советская елка

И лишь в декабре 1935 года, когда официально было признано, что «жить стало лучше, жить стало веселее», елку снова разрешили.

Посоветовавшись со Сталиным, секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев написал письмо-обращение к комсомольцам, которое появилось в «Комсомольской правде» 28 декабря 1935 года. Оно называлось «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку»: «Следует неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах…» Письмо было воспринято как директива.

Доклад под Новый год

Уже на следующий день «Комсомолка» опубликовала постановление ЦК ВЛКСМ за подписью Александра Косарева, сурово предписывающее организовать новогодние елки весело и без занудства. «Вечера, посвященные встрече Нового года, должны пройти весело и организованно на основе самодеятельности самих учащихся: пение, декламация, музыка, физкультурные выступления и игры, не допуская на этих вечерах всякого рода докладов о деятельности школы…» (Из постановления ЦК ВЛКСМ.)

Советский праздник – Новый год

Так Новый год стал главным советским праздником.

Пятиконечная звезда

Наконец, в 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года (но не Рождества!) и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской, восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР.

Невзрачная красавица

Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза. После некоторых сомнений он был полностью восстановлен в правах. Однако еще два года крупные елки страны проходили без Деда Мороза. Его первое официальное явление в исполнении артиста Гаркави состоялось 1 января 1937 года на первой Кремлевской елке. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Зал был украшен цветами и огромным панно с изображением Сталина среди детей… А вот елка была невзрачная, вся в вате, которую клочками набросали».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB