Советский кинорежиссёр и сценарист Эдмонд Кеосаян

Эдмонд Гарегинович Кеосаян родился 9 октября 1936 года в Ленинакане (ныне Гюмри) Армянской ССР. В 1937 году, как бывший офицер царской армии, был арестован и расстрелян отец Эдмонда, Гарегин Кесаян. На последнем свидание с женой и двумя сыновьями, младшему из которых, Эдмонду, едва исполнилось шесть месяцев, Гарегин Кесаян, понимавший, что участь его предрешена, сказал: “Можешь снова выйти замуж, но вот этому маленькому фамилию не меняй, он ее прославит!”

Советский кинорежиссёр и сценарист Эдмонд Кеосаян

Слова отца оказались пророческими — спустя 30 лет режиссера Эдмонда Кеосаяна узнала вся страна. После расстрела Гарегина, семья Кесаянов была сослана в Сибирь, д. Вознесение, Алтайского края и только после Великой Отечественной Войны Кесаяны вновь вернулись из ссылки в Армению и поселились в Ереване.

 

Изначально фамилия Эдмонда звучала, как Кесаян, но при получении паспорта, ошибочно была проставлена буква «о» да так и осталась. В 1952 году в шестнадцатилетнем возрасте Эдмонд уехал в Москву — поступать во ВГИК, на актерское отделение, но его не приняли — “из-за армянского акцента”, хотя сам Эдмонд по-армянски вообще не разговаривал.

Не желая возвращаться в Ереван, в том же, 1952 году, Эдмонд поступил в Московский экономический институт. Параллельно с учебой неоднократно пытался вновь поступить во ВГИК, но тщетно. В 1956г., в двадцатилетнем возрасте, он поступает на актерский факультет Ереванского театрального института. Проучившись там четыре года, перевелся в Москву и начал учится на режиссерском курсе у Е. Дзигана во ВГИКе.

Уже на втором курсе он ставит свой дебютный фильм «Лестница», получивший Гран-при «Золотую нимфу» на МКФ в Монте-Карло. Следующая короткометражка «Три часа дороги» приносит ему главный приз фестиваля телефильмов в Канне. Еще будучи студентом ВГИКа, Кеосаян принят на «Мосфильм» режиссером и снимает полнометражный фильм «Где ты теперь, Максим?», который понравился и зрителям, и критике.

К 50-летию октябрьской революции ЦК Комсомола предложило снять приключенческий фильм. Режиссером фильма первоначально мог стать Александр Митта, но по каким-то обстоятельствам это не произошло, и съемки фильма были доверены Эдмонду Кеосаяну, который к тому моменту завершал работу над картиной «Стряпуха» Как снимали фильм) со Светланой Светличной и Владимиром Высоцким в главных ролях. Кеосаян горит идеей снять что-то динамичное, азартное, в духе американских вестернов: «Нужно создать наш советский вестерн, — говорил он. – Мне захотелось сделать картину, на которую бы тоже выстраивалась очередь… Вестерн, как ни один жанр, способен заразить аудиторию идеями.

Советский кинорежиссёр и сценарист Эдмонд Кеосаян

Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все. Любовь к Родине, долг, верность – на экране это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым страшно хочется подражать…» И вот Кеосаян со сценаристом Сергеем Ермолинским, с которым он работал над лентой «Где ты теперь, Максим?», подают заявку на фильм «Знак четырех» по мотивам повести П. Бляхина «Красные дьяволята».

Риск был большой, однако неуемная энергия Кеосаяна, его бесшабашность и вера в самое невозможное зарядили всю съемочную группу, и результат не заставил себя ждать. Приключения «Неуловимых мстителей» (Как создавался фильм)— четверки отважных ребят, наводивших ужас на бандитов в ранние годы советской власти, — сделали знаменитым режиссера.

“Неуловимые мстители” произвели фурор — картину посмотрели более 50 миллионов человек, а мальчишки смотрели фильм по многу десятков раз. Лихой азарт героев, дух юношеской романтики, великолепное созвездие актеров, потрясающая музыка, тонкий юмор — все сложилось так, как задумывал Кеосаян.

Самый «несоветский» фильм на самую советскую тематику — такими получились “Неуловимые”, ярчайший образец нового жанра “истерн” — вестерна, созданного на востоке. Бешеные прибыли от проката фильма подтолкнули «Госкино» к заказу продолжения фильма. В планах Кеосаяна на этот раз было сделать серьезное кино – фильм «Антарктида – далекая страна» по сценарию А. Тарковского и А. Михалкого-Кончаловского. Второй фильм — “Новые приключения неуловимых”, имел еще больший успех, чем первый — картину посмотрело более 65 миллионов человек.

Эдмонд Кеосаян в интервью рассказывал: «Заканчивая вторую серию, мы четко представляли, что будет третья. Нельзя было оставлять героев в условиях гражданской войны, где они действовали стихийно, попадали в случайные перипетии, хотя и выходили из них победителями. Нужно было показать их сознательно действующими в условиях мирного времени.

Советский кинорежиссёр и сценарист Эдмонд Кеосаян

Главное для нас было не в новых трюках, пусть самых грандиозных и лихих, хотя их в новой ленте тоже немало. Главное в том, что наши мальчишки стали взрослыми, что в справедливой борьбе сложились и возмужали их характеры. Они стали профессиональными чекистами, бойцами армии Дзержинского. Но, распрощавшись с лихим временем отрочества, они не потеряли, да и, на наш взгляд, никогда не потеряют душевной романтики и жажды подвига».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB