Советский HI-FI и его создатели

СССР был уникальной страной, в которой тотальный дефицит товаров народного потребления мог соседствовать с уникальными техническими разработками. Первые лазерные проигрыватели в Союзе появились раньше, чем начали официально издаваться компакт-диски. При этом население стояло в очередях за кассетами и виниловыми пластиками, которые доставались с огромным трудом, как и качественная аппаратура для их воспроизведения…

Такой формат как CD в мире существовал с 1979-го года, а проигрыватели и диски успели переродиться из предметов роскоши в относительно доступную аппаратуру для среднего класса. В СССР, напротив, на протяжении всех этих лет широкие массы попросту не знали о существовании такого формата.

Единицы тех, у кого была возможность купить CD-проигрыватель за пределами необъятной Родины, как правило, не использовали этот шанс. В разы чаще покупались магнитофоны и LP-проигрыватели. Ибо дисков в СССР в продаже не было даже у «фарцовщиков», а если и появлялись – стоили безумных денег. Ситуация изменилась в 1987-м году.

Луч лазера в тёмном царстве горбачёвской эпохи

По иронии судьбы разработка первого лазерного проигрывателя в СССР начиналась в городе, который обеспечивал страну аудиокассетами. Именно Таллиннский завод музыкальных кассет сотрудничал с BASF и был лидером советского кассетного производства. Но речь сейчас не о нём.

Инициатива создания советского CD-проигрывателя принадлежала уникальному для позднего СССР учреждению «Управление организацией фирменной торговли, изучения спроса и рекламы «Орбита». Умные люди из этого маркетологического ведомства, имена которых история не сохранила в доступных для меня источниках, в 1985-м году настояли на том, чтобы Министерство Промышленности Средств Связи озаботилось выпуском столь необходимой для советских людей вещи.

Советский HI-FI и его создатели

Эстония ЛП-001 — первый лазерный проигрыватель созданный в СССР

Важно, что в 80-е технологическое отставание советских предприятий от западных (особенно на потребительском рынке) было настолько большим, что у населения возникал резонный вопрос об эффективности советской системы хозяйствования. Перестройка и гласность, свалившиеся на головы советских людей с приходом Горбачева, повысили градус общественного недовольства.

В то время многим казалось, что появление на прилавках новых высокотехнологичных товаров и их доступность в торговой сети может существенно ослабить протестные настроения. Не последняя роль в этой попытке доказать советским людям, что разваливающийся Союз «еще способен догнать и перегнать…» отводилась звуковоспроизводящей аппаратуре.

Без палок в колёсах всегда легче

Насколько можно судить по разрозненным воспоминаниям сотрудников Таллиннского завода «Пунане РЭТ» (Красная Звезда), никаких проблем организационного плана и вопросов с необходимостью разработки в то время не возникало. Это были уже не 70-е, когда Лихницкому и Ко приходилось убеждать застойно-брежневское начальство в том, что стране нужны «Бриги» и «Корветы».

Советский HI-FI и его создатели

В производстве проигрывателя «Эстония ЛП-001-стерео» принимала участие Чехословацкая фирма «TESLA».

Интересно, что, как и в случае с легендарными усилителями, первый CD-проигрыватель разрабатывался на предприятии, основным профилем которого являлись заказы для ВПК. Непосредственное руководство проектом было поручено 30-летнему инженеру Владимиру Макарчуку.

Гибрид Philips и Sharp

Как и в случае с другой техникой высокой верности воспроизведения, за основу взяли уже существующие западные образцы. Им оказались популярные в Германии и Франции CD-проигрыватели корпорации Philips. На основе нескольких моделей Philips (главным образом Philips-100) была создана компоновочная схема проигрывателя.

Характерной особенностью этих образцов была крышка, открывавшаяся вверх, как у многих магнитофонов того времени. При этом заимствовали концепцию дизайна у японской компании SHARP. Плагиат такого рода был характерен для всей аудиотехники, выпускавшейся под торговой маркой «Эстония».

Советский HI-FI и его создатели

Нельзя сказать, что опытные образцы копировались полностью, но многие технические решения заимствовались, так как опыта создания подобной техники просто не было. К концу 1986-го года стало понятно, что в короткие сроки невозможно и нерационально создавать собственный привод для CD и ЦАП.

Подобные самостоятельные разработки и даже копирование существующих предполагали выделение неимоверного количества ресурсов, как человеческих и материальных, так и временных. При этом заказ «партии и правительства» (тм) на советский лазерный проигрыватель должен был быть реализован к выставке машиностроения, посвящённой 70-летию Великого Октября.

В результате изысканий, проведенных таллинскими специалистами, в качестве базового привода для советского устройства был выбран Philips CDM-2, ЦАПом стал Philips 2Х TDA 1540P. Схемотехника во многом повторяла западные аналоги, однако, была адаптирована для использования советских комплектующих.

Советский HI-FI и его создатели

Завод «Пунане РЭТ»

Сотрудники конструкторского бюро завода «Пунане РЭТ», разрабатывавшее проигрыватель, одними из первых внедрили микропроцессорное управление в CD-проигрывателе. Были использованы два 8-ми битных микропроцессора Intel. Многие также утверждают, что надёжность системы питания советского проигрывателя многократно превосходила оригинал от Philips.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB