Майя Плисецкая: Кармен в Стране Советов

Она стала для всего мира символом балета и русской культуры в целом. Но кроме танца в её жизни было трудное детство, военная юность и одна из самых счастливых...

Она стала для всего мира символом балета и русской культуры в целом. Но кроме танца в её жизни было трудное детство, военная юность и одна из самых счастливых и удивительных историй любви – той, которая сильнее смерти. Настоящий борец и удивительная женщина – Майя Плисецкая.

Дочь «врага народа»

Михаил Эммануилович Плисецкий руководил советской угольной концессией на острове Шпицберген и там же представлял интересы страны в качестве генерального консула СССР. Но пережить сталинские чистки высокопоставленному советскому чиновнику и убежденному коммунисту все же не удалось: он был арестован 1 мая 1938 года и вскоре расстрелян.

Мать Майи выслали в казахстанский лагерь для жен изменников родины, где она находилась до весны 1941 года. «Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, — она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали восемь лет тюрьмы», — вспоминала Плисецкая.

От детского дома будущую балерину спасла родная тетя – Суламифь Мессерер, которая была солисткой Большого театра. Она удочерила Майю и помогла своей сестре раньше положенного по советскому законодательству срока (жены изменников родины подлежали заключению в лагеря на 5-8 лет) вернуться в Москву. Но вплоть до марта 1956 года, когда отец Плисецкой был посмертно реабилитирован, балерина считалась дочерью врага народа.

Балет во время войны

Мать Майи Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая была актрисой немого кино, а удочерившая её тетя Суламифь – балериной, артистом балета и хореографом был также и дядя Майи – Асаф Михайлович Мессерер. Другими словами, балет окружал девочку с самого рождения, и неудивительно, что её судьба оказалась связана именно с этим искусством.

В 9-летнем возрасте, Майя поступила Московское хореографическое училище. Среди педагогов будущей звезды были Елизавета Гердт и Мария Леонтьева.

Учиться искусству танца балерине пришлось в страшные военные годы. Тогда же произошло одно из первых заметных выступлений Плисецкой – в 1942 году в Свердловске, где она находилась в эвакуации. Это была созданная Михаилом Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь». Впоследствии номер стал одной из визитных карточек Плисецкой, а она – одной из самых известных балерин, когда-либо исполнявших его, и в наше время «Умирающий лебедь» ассоциируется в первую очередь с её именем.

По окончании училища Плисецкая была принята в труппу Большого театра и уже вскоре стала солисткой и одной из ведущих балерин. Свою профессиональную карьеру она начинала в переломные годы Великой Отечественной войны. И критики отмечают, что танец молодой Майи был предчувствием победы, которым в те годы жила вся страна, предчувствием освобождения. Эту победоносную, освобождающую силу искусства балерина утверждала всей своей жизнью.

Плисецкая как символ

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой-балериной Большого театра. К тому времени она исполнила уже немало знаковых партий. Например, ещё в 1945 году стала первой исполнительницей Осени в балете Сергея Прокофьева «Золушка», а в 1947 поразила публику своей Одеттой-Одиллией в «Лебедином озере».

Потом были партии Мирты в балете «Жизель», уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» и многие другие работы.

Но именно в шестидесятые начинается расцвет великолепной Плисецкой, она не просто становится примой Большого, но добивается мировой славы. Для неё создают номера лучшие балетмейстеры мира: кубинец Альберто Алонсо (балет «Кармен-Сюита»), классики французского балета Ролан Пети (балет «Гибель Розы») и Морис Бежар («Айседора») и многие другие.

Балерина со временем становится символом искусства и символом классической русской культуры, и исполняет эту роль вплоть до своей смерти. Тем более, что Плисецкая отличалась беспрецедентным творческим долголетием: регулярную танцевальную карьеру она завершила в возрасте 65 лет, но даже после этого периодически выходила на сцену, например, свой 70-летний юбилей отпраздновала исполнением специального номера «Аве Майя», который поставил для нее Морис Бежар.

Кармен

Балет Альберто Алонсо «Кармен-сюита» сыграл одну из главных ролей в профессиональной жизни Майи Плисецкой – он ярче всего выразил необыкновенной танцевальный стиль балерины, и именно с него началась её мировая слава. Но дался этот номер непросто. Плисецкой пришлось приложить много усилий, чтобы балет сначала сбылся, а потом ещё столько же – чтобы получить право его танцевать.

Устав от бесконечной классики в репертуаре, к 1964 году Плисецкая твердо решила сделать что-то новое, что-то своё. Она всегда мечтала танцевать Кармен, поэтому с выбором материала проблем не было, оставалось только найти балетмейстера и композитора.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...