Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Я возмутился. И даже не из ревности к таланту «некоего» Горбоноса, а потому, что Алла мне ни слова не сказала о намерении вставить свои сочинения в фильм. Я пошел к начальнику музыкального отдела «Мосфильма» и написал заявление об уходе с картины. Дескать, у вас есть новый замечательный композитор, так пусть он всю музыку и пишет.

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Но при этом секрет Пугачевой я не раскрыл. Понятно, что вся съемочная группа прониклась благоговением к несчастному инвалиду, а меня осуждали, потому что я симпатий категорически не разделял. Но дирекция «Мосфильма» упросила меня не горячиться, пообещав, что в титрах будет значиться моя фамилия, а Горбоноса упомянут в конце мелким шрифтом.

И в фильме наряду с моими звучали песни, написанные Аллой. Со временем они обрели подлинное авторство. Названия всех я сейчас не вспомню, но «Женщина, Которая Поет» — одна из них. Ну а с Аллой с тех пор мы не сотрудничали. Я очень обиделся на Аллу за этот обман».

По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Алла Пугачева была признана лучшей киноактрисой 1978 года. Госкино присвоило фильму «Женщина, которая поет» «третью категорию», как фильму, представляющему, мягко говоря, не самый большой интерес для прокатчиков, как фильму, обреченному на редкие клубные просмотры.

Кино журналисты и критики его громили. Тем не менее, в 1979 году фильм Александра Орлова «Женщина, которая поет» взял 1-е место в прокате и собрал на своих сеансах 54,9 млн. зрителей. Такой аудитории в Советском Союзе еще не собирал ни один музыкальный фильм .

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

В том же году выходит мюзикл «31 ИЮНЯ» режиссера Леонида Квинихидзе. Снятый по мотивам книги Дж.Б.Пристли , он стал одним из первых «не рядовых» музыкальных фильмов. Его сюжет представляет из себя романтическую историю любви средневековой принцессы и современного художника, живущего в самом начале 21 века. Великолепный актерский состав , остроумные монологи , отличная постановка- вот так можно охарактеризовать эту новаторскую и смелую для того времени расцвета Советского строя картину.

Именно в этом фильме наиболее полно раскрылся талант А.С. Зацепина . Для того времени это было что-то необычное — удивительно проникновенная и мелодичная музыка, очень оригинальные аранжировки, сочетающие в себе смешение различных музыкальных стилей, использование культового синтезатора Роберта Артура — Moog, обилие модуляционных эффектов, а также революционную для нашей страны на тот момент времени обработку звука : фленжер, фуз, вау-вау и т.п.

По своему уровню эта работа ни в чем не уступала западным творениям, даже сейчас, по прошествии многих лет, эта музыка звучит очень современно и актуально. Специально для записи песен главной героини — принцессы Мелисенты — Александр Сергеевич приглашает молодую талантливую певицу с Украины Татьяну Анциферову, также в проекте принимали участие Як Йоала , Жанна Рождественская, Лариса Долина, а для записи музыки маэстро привлекает группу «Аракс».

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Вся работа была выполнена на домашней студии Зацепина, вопреки информации, содержащейся в титрах фильма. В качестве исполнителей ролей были приглашены артисты Большого Театра, роль придворного музыканта Лемисона исполнил солист балета Большого — Александр Годунов, который в 1979 году эмигрировал в Америку, оставшись в Штатах во время гастролей Большого Театра в Америке. Этот факт предрешил судьбу фильма — его запретили после премьерного показа 31 декабря 1978 года и гениальная музыка попала в опалу .

После того как режиссера театра на Таганке Любимова в 1982 году не пустили обратно в СССР, песня «Мир Без Любимого» стала расцениваться как провокационная, а песня «Зведный Мост»- пропагандой Рейгановской программы «Звездных войн».

В 1981 году на экраны выходит новый музыкальный фильм под названием «Душа», первоначально в этом фильме должна была играть Пугачева, но после размолвки с Александром Стефановичем , на главную роль приглашают Софию Ротару, а также в картине принимала участие группа «Машина Времени».

Музыку к этому фильму написал маэстро Зацепин , но эта картина не имела такого успеха как «Женщина, Которая Поет». Происходящее не могло не отразится и на Александре Сергеевиче. Вот что он вспоминает: Первая жена, Светлана, с которой мы прожили 29 лет и от которой у меня дочь, умерла.

Это был сложный период в моей жизни. Надоели бесконечные придирки. В мое творчество постоянно кто-то вмешивался: это нельзя, так нельзя. На аранжировку к фильму «31 июня» мне было сделано более 30 поправок.

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Мне говорили, что моя музыка — это зады капитализма, что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить. У меня как раз наметился выгодный контракт с американской фирмой, я должен был писать музыку к двум фильмам в год, но мне сказали, что советский композитор не должен работать на американцев. Рядом с нами жила пианистка, которая работала вместе с женой в музыкальной школе. Ее муж, француз Ален, познакомил меня со своей сестрой Женевьевой. Ему показалось, что мы сможем найти общий язык.

У Женевьевы судьба тоже была непростая: в молодости отец запретил ей выходить замуж за любимого человека, и от отчаяния она ушла в монастырь.Через двадцать лет Женевьева покинула стены монастыря и приехала к брату в Москву. И вот, когда она приезжала в Москву из Парижа, мы подолгу общались и вскоре расписались в Грибоедовском загсе.

И вот после регистрации брака идем в гостиницу «Космос», где она жила, а навстречу трое в штатском. Встали в дверях и просят предъявить паспорт. Я по-английски объяснил жене, чего они хотят. Женевьева решила, что нас сейчас арестуют и трясущимися руками вынула из сумочки свои документы.

Увидев иностранный паспорт, нас пропустили внутрь. Благо, мне свой паспорт не пришлось предъявлять, а то бы точно нашли к чему придраться. По законам СССР я, даже будучи мужем, не имел права оставаться в гостиничном номере иностранки, а она соответственно — у меня в квартире.

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Нам не разрешили поехать в Русский Дом творчества, а в Дом творчества в Иванове я с огромным трудом добился разрешения. К тому же Женевьеву несколько раз в нашем аэропорту обыскивали, перерывали все вещи в чемодане.

Французская женщина не могла себе позволить оставаться надолго в такой стране, и поэтому мы решили несколько месяцев пожить в Париже, потом приехать в Москву, а там уже решать, где окончательно обосноваться. Но в ОВИРе сказали, что на полгода, как я хотел, визу не дадут, надо оформлять документы на постоянное место жительства.

Знакомые в ОВИРе разъяснили: можешь подавать подобное заявление через год снова, но нет никакой гарантии, что вновь не откажут… И так могут отказывать и пять, и десять лет… А вот если подать заявление: дескать, хочу на постоянное место жительства, тогда могут разрешить выезд сразу. Я говорю: где же логика? А ее, отвечают, искать не надо. Нет логики. Я оформил. Вот так и уехал…

— И что было потом?

— Прожил в Париже около пяти лет. Потом с Женевьевой мы расстались. Нет, она замечательная женщина, но просто оказались мы разными людьми. Наверное, сказался и языковой барьер — французского языка я не знал, только английский. А она, в свою очередь, в английском была не сильна. Так и общались. Притом оказалось, что у нас диаметрально противоположные характеры!

К примеру, встаю утром, вижу: солнышко хорошее, погода великолепная. Я и говорю: «Это замечательно, может быть, сегодня куда-нибудь сходим?» Женевьева вдруг резко выключает радио и говорит мне холодным тоном: «Почему ты мне мешаешь? Я утром привыкла слушать музыку, когда завтракаю».

На следующее утро я молчу. Она ко мне с расспросами: «Почему молчишь?» И вот такие перемены в настроении постоянно. Так все у нас и расстроилось. Но, впрочем, мы остались друзьями. И даже иногда видимся.

После этого стал потихоньку возвращаться назад. Почему говорю «стал»? Потому что меня полтора года не пускали.
Теперь уже назад, в Россию. Причем, заметьте, с советским паспортом — я же гражданства не менял, как был российским гражданином, так и оставался им. Мой друг Ален, помню, все удивлялся: ну и странные у вас порядки! Да чтобы я (это он о себе), к примеру, уехал в Америку, прожил там два года, и меня французы не пустили в мою родную страну?! Бред!

В общем, подал я заявление в консульство: намерен, мол, вернуться на постоянное жительство в Россию.

Отдал чиновнику все бумаги. «О, Александр Сергеевич, — говорит он, — через два месяца все будет в порядке». Прихожу через два месяца, на его месте сидит уже другой чиновник. «Вам сказали прийти через два месяца?

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

Что вы, так не бывает. Не меньше года пройдет…» Он открыл ящик, куда его предшественник положил мое заявление — заявление там так и лежало, его никто никуда и не посылал. Пришел через полгода — опять ничего.

Через год — тоже. И только через полтора года пришло наконец разрешение…

В Москве я прожил лет пять — с 86-го по 91-й год. Что-то писал. А потом мне предложили работу в Англии, в Германии заказали музыку для фильмов, и я на гонорары в 91-м году купил дом под Парижем небольшой двухэтажный домик с участком земли в 30 соток и садом — 20 плодовых деревьев. Одно частное лицо из Англии заказало мне написать несколько инструментальных композиций.

Я написал. «Лицо» очень хорошо заплатило, и на эти деньги я купил домик. Вот с тех пор там и живу. К счастью, потом времена изменились. Я смог вернуться и стал жить как бы на два дома: работаю в Москве, а отдыхаю во Франции, где у меня хорошая квартира и большая дача. Я приехал на постоянное место жительства. Теперь у меня в Москве есть квартира и работа.

Легендарный советский композитор Александр Сергеевич Зацепин

— Чем вы занимались во Франции?

— Я писал музыку. Сделал фильм в Германии, несколько рекламных роликов по приглашению Андрея Кончаловского. Но в каждой стране свои музыкальные пристрастия, своя культура и свои звезды. Грубо говоря, свой клан, в который со стороны не попасть. Я работал во Франции с Филиппом Бараке. Он пел песню «Такси, Такси» — вот так он услышал нашу популярную песню «Так Же, Как Все», которую пела Пугачева.

В каждой стране есть свои исполнители, так сказать, клан. Вот как у нас, например. Я работал с Гайдаем, и вдруг бы приехал другой композитор. К Гайдаю другой просто не попал бы. Точно так же, как и я не попал бы к Гайдаю, если бы он не поссорился с Богословским. Во Франции попасть к известному режиссеру или исполнителю в «обойму» так же сложно, как и у нас.

Те певцы, которые известны во Франции, отнюдь не знамениты в Германии. И наоборот. В рамках данной статьи невозможно упомянуть все фильмы, к которым написал музыку Александр Сергеевич. Однако, не могу не отметить очень красивую музыку из фильма «КАПИТАН НЕМО» вышедшего в 1975 году, а также о том, что он писал музыку к мультфильмам из серии «Ну, Погоди» самого известного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котеночкина.

Кроме музыки к фильмам, была музыка к драматическим спектаклям, оперетты, симфоническая музыка, перечислять можно до бесконечности, многранность его таланта неисчерпаема.
В настоящее время Александр Сергеевич работает над новыми песнями с поэтом Юрием Рогозиным, в соавторстве с которым уже написано более 20 новых песен. В 2001 году Игорем Угольниковым в качестве режиссера был снят фильм «КАЗУС БЕЛЛИ», музыку к которому написал Зацепин. В творческих планах маэстро написание музыки еще не к одному фильму.

18 и 19 января 2002 года в ГЦКЗ «Россия» состоялись юбилейные концерты, приуроченные к 75 летию со дня рождения ( правда через год), а также оргкомитетом «Площади звезд» был установлен памятный знак заслуженному деятелю искусств России, композитору Александру Зацепину.

По единодушному мнению авторов страницы — Александр Сергеевич Зацепин — уникальный композитор , равных которому в нашем искусстве очень мало. Послушайте его музыку! Она настолько гармонична, неповторима, рождает в душе самые лучшие чувства. Это музыка жизни.

источник: 1001material.ru

AesliB