Константин Великий – император, изменивший ход истории

Император Константин, получивший наименование согласно своим деяниям Великий, без сомнения, относится к числу людей, самым непосредственным образом повлиявших на ход мировой истории.

Он не только примирил империю с Церковью, но и взял ее под защиту, чем определил церковно-государственные отношения на столетия вперед. Он перенес столицу из древнего Рима на берега Босфора, что серьезным образом изменило геополитическую ситуацию в Европе.

Константин появился на свет 27 февраля 272 (по другим данным 274) года в иллирийском городе Наисс (ныне город Ниш в Сербии) в семье Констанция Хлора, ставшего впоследствии августом, правителем западной части Римской империи и Елены. По смерти отца Константину пришлось побороться за власть, из Никомедеи, в которой находилась резиденция Галерия, он перебрался в Британию, и войска, отлично знавшие Констанция Хлора как мудрого правителя, присягнули его сыну.

Константина как правителя Галлии и Британии признал восточный «коллега» Галерий. После того как в конце III веке Римская империя перешла на тетрахию – коллегиальную форму правления, Константин вполне мог ограничиться лишь властью северных территорий, однако сын Констанция осознавал себя политиком более широкого масштаба.

Управленческая реформа Диоклетиана на короткий срок остановила политический кризис, но со временем показала свою невысокую эффективность. В борьбе за власть столкнулось сразу несколько амбициозных правителей, сначала, в 312 году Константин победил Максенция, установившего в Риме, в подконтрольной Италии, Испании и части Африки, жестокую тиранию, а затем и Лициния.

Именно в битве с Максенцием на Мульвийском мосту произошла решающая перемена Константина, он радикальным образом переменил религиозные взгляды, и стал защитником христианства, которое до этого около трех столетий подвергалось преследованиям со стороны государства.

Было очевидно, что политика дискриминации христиан, проводившаяся предшествующими правителями, совершенно не отвечает государственным интересам. Константин, переживший личное обращение к Христу, решил опыт и внутреннюю силу Церкви поставить на службу империю и своим подданным. Миланский эдикт 313 года даровал Церкви свободу действий и уравнивал ее в юридических правах с другими верованиями.

Сыновнее отношение к Церкви император подтверждал участием в церковных делах. Он председательствовал на Никейском соборе, который вошел в историю как Первый Вселенский собор, впервые открыто епископы со всех концов Римской империи смогли собраться вместе для решения актуальных вопросов. Примечательно, что император, называя себя «епископом от внешних дел», был не крещен, а находился в статусе оглашенного, т.е. готовящегося принять крещение. Парадоксально, император, «крестивший» империю, откладывал собственное крещение, осознавая всю ответственность на высочайшем посту.

Константин, отличаясь от своего предшественника Диоклетиана отношением к Церкви, продолжил его государственные преобразования – своим истоком византийская административная система имеет реформы Константина Великого.

Реформирование административно-правовой системы, также как и создание стабильной денежной системы, в основе которой лежал золотой солид, предназначались для укрепления внутренней безопасности государства. Сюда же можно отнести законы, направленные на укрепление семьи и брака и ряд законов, для формирования гуманного законодательства – отмена гладиаторских боев, запрет разлучать при продаже семьи рабов, запрет на уродование лиц осужденных преступников и т.д.

Константин Великий – император, изменивший ход истории

Константин Великий приносит Константинополь в дар Богородице

Символом нового христианского государства стал новая столица. Из языческого Рима в построенный Новый Рим вместе с императором переехали все государственные учреждения. Город, получивший имя Константина, стал крупнейшим политическим, экономическим, культурным и духовным центром всей Европы.

Именно из этого города в IX веке к славянам отправилась миссия святых братьев Константина и Мефодия, а после принятия христианства Константинопольская Церковь на долгие годы стала для русских людей источником христианских знаний.

Дело Константина продолжили его преемники, на тысячу с лишним лет столица Византии оставалась геополитической основой православной цивилизации. После падения города центр переместился в Москву, которая осознанно и трепетно продолжила вселенскую миссию, возложенную Царем Небесным.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB