Клавдия Шульженко: синий платочек

В мюзик-холле

Клавдия Шульженко: синий платочек

Успех в Харькове позволил Шульженко рассчитывать и на признание в столицах. В 1928 году она переехала в Ленинград и дебютировала на сцене Мариинского театра. Первое же выступление завершилось многократным выходом на бис, хотя концерт был сборный. Вместо двух запланированных песен Шульженко исполнила сразу шесть, и слушатели не хотели её отпускать.

Через несколько недель сольных выступлений по кинотеатрам, Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл. Она в частности играла в популярных в те годы музыкальных представлениях «100 минут репортера» и «Аттракционы в действии». А также сыграла одну из главных ролей в спектакле «Условно убитый», где пела в паре с Леонидом Утёсовым. При этом музыку к спектаклю написал сам Дмитрий Шостакович, а дирижером был Исаак Дунаевский.

В 30-е годы популярность Шульженко постоянно росла. Она много гастролировала, записывала фонограммы для кино, были выпущены первые граммофонные записи певицы. Песни Шульженко «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка», изданные на пластинках, стали всесоюзными хитами.

Синий платочек

Клавдия Шульженко: синий платочек

В 1940 году Шульженко вместе с мужем и «продюсером» Владимиром Коралли создала джазовый оркестр, который в годы Великой Отечественной войны превратился во фронтовой джаз-ансамбль. Вместе с ним она дала сотни концертов на передовой и стала одним из символов русской военной песни.

«Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками. К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками. Двое музыкантов наших умерли от голода. Дело было в блокадном Ленинграде – что уж тут подробно рассказывать. Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил», – писала Шульженко впоследствии.

Пожалуй, самая известная фронтовая песня Шульженко – знаменитый «Синий платочек». Она входила в репертуар многих эстрадных певцов, но именно исполнение Клавдии Шульженко стало любимым у советских солдат.

Клавдия Шульженко: синий платочек

Тот вариант текста, который пела она, стал самым популярным и со временем каноническим. Его написал, изменив оригинальный текст поэта Якова Галицкого, молодой лейтенант Михаил Максимов прямо на фронте и передал Шульженко после одного из её выступлений. Так что эта песня буквально родилась в окопах.

Образ Клавдии Шульженко с синим платочком в руках (именно так она пела эту песню) солдаты полюбили не меньше, чем её голос. Она была воплощением того любящего взгляда и тех девичьих плеч, что ждали их дома, вдали от ужаса и смерти страшной войны.

Любовь по патефону

Клавдия Шульженко: синий платочек

Клавдия Шульженко не только пела о любви, но и немало знала о ней из личного опыта. На заре карьеры певица вышла замуж за артиста и конферансье Владимира Коралли. Она прожила с ним больше 25 лет и родила сына. Но этот более чем серьезный роман оказался лишь прологом к другой удивительной истории любви.

В 1956 году, когда Клавдии Шульженко было уже 50, она, не побоявшись сплетен и слухов, стала женой оператора документальных фильмов Георгия Епифанова, который был моложе её на 13 лет. Он же влюбился в певицу задолго до этого дня, услышав её голос на пластинке в конце 30-х, когда был студентом ВГИКа.

Георгий прошёл войну буквально с пластинками любимой певицы за пазухой. После победы он смог раздобыть адрес Клавдии, которая к тому моменту была уже суперзвездой. Однако зайти в гости не решался.

Клавдия Шульженко: синий платочек

Около 10 лет Георгий регулярно отправлял Шульженко поздравительные открытки, скромно подписываясь – Г.Е. А летом 1956 года коллега Епифанова, которая работала режиссером и была знакома с певицей, предложила ему познакомиться со своей любовью.

Первое же чаепитие наедине завершилось тем, что Шульженко сказала робеющему Епифанову: «Слушайте, вы или уходите, или оставайтесь». Он остался и следующие 8 лет прожил вместе с Клавдией. Потом они поссорились и практически не общались до 1976 года. После чего вновь сошлись. Шульженко неоднократно признавалась Епифанову, что он был её единственной настоящей любовью.

Клавдия Шульженко: синий платочек

«Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось — всё твоё», – писала певица своему возлюбленному.

источник: april-knows.ru

AesliB