К доске, судари

Этимология в образцах. Русский язык. Опыт практического учебника русской грамматики, Константин Петров, 1915 год

Константин Петров вошел в историю как краевед, историк и собиратель фольклора. Он преподавал в женских и мужских гимназиях и проверял качество бесплатного образования в селах, работая инспектором народных училищ.

К доске, судари

Учебник Петрова по русскому языку переиздавали более 30 раз. Книга «Этимология в образцах» — сборник правил и упражнений, который Министерство просвещения рекомендовало для изучения в средних и низших, то есть начальных классах.

Задача: «Из приведенных слов образуйте новые путем чередования и разложения гласных: звенеть, замолить, обработать, мнить, везу, несу, греметь, творить, дитя, змий, зять, липкий, метать, тискать, окончить, велеть, гореть, сквозить, спросить, коснуться, видеть, гнить, забыть, умыть.

Ключ: При полногласии или растяжении, слоги ла, ле, ра, ре переходят в оло, оро, ере.
Чередование гласных состоит в том, что звук [о] изменяется на [а] (ходить — хаживать), на [е], на [ои], [ой] (вить — венок — ветка-повойник), пить — поить, [е] на [а] (лестница — лазить), [е] на [о] (лежать в ложа).

Звуки [ы], [у] разлагаются в [ов], [ав], а звук [ю] в [ев] (прибыль — прибавить, вдохнуть — вдохновение, открыть — откровение, клюю — клевать).

Задача: «Выберите и разделите на разряды следующие имена предметов: амбар, аллея, Андрей, молебен, тщеславие, сбитень, умысел, белизна, мнение, заяц, смерть, душа, Бог.

Ключ: В XIX веке были другие понятия о разрядах частей речи. Все то, что существует отдельно, особо, или что представляется нам так существующим, называется предметом (обезьяна, страх, тишина, пчела). Все предметы делятся на чувственные и умственные. Те предметы, которые мы различаем посредством наших чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), называются чувственными (молния, ветер, лед, жасмин, мыло), те же предметы, которые недоступны нашим внешним чувствам, а постигаются только умом называются умственными (веселье, мгновенье, ложь)».

Учебник русской грамматики, Петр Смирновский, 1915 год

Петр Смирновский — учитель русской словесности. Всю жизнь он работал в Санкт-Петербурге, преподавал в трех гимназиях и писал книги по речи, теории словесности и грамматике.

К доске, судари

Учебник русской грамматики рекомендовался для младших классов средних учебных заведений. Первая часть учебника — теория, а вторая часть — «упражнения для разбора». Школьникам предлагалось просклонять разные части речи, проставить запятые, выбрать верное ударение и прочее.

Задача: «Указать подлежащее, сказуемое и разобрать объяснительные слова.

Тонкое облачко задернуло лик солнышка. Ветерок шевельнул нежные листочки молодой липы. Сыплется величественный гром украинского соловья. Идет зима в белом сарафане из серебряной парчи. Моя мать не соглашалась отдать меня в гимназию. Вчера Володин двоюродный брат застрелил в соседнем саду большого тетерева».

Задача: «Указать обращение.
Иван! Веди меня на гроб царевича Дмитрия.
Я расскажу вам, друзья, про мышей и лягушек.
Не плачь, братец!

Что ты клонешь на водою, ива, макушку свою?
Эй, мельник, не зевай!
О боже! Не отвратись во гневе от меня!
Я, голубчик, тебе ягод принесла.

Не хочешь ли спать, Сережа?
Что, дремучий лес, призадумался?»

В царстве смекалки или арифметика для всех. Книга для семьи и школы. Е.И. Игнатьев, 1914 год

Емельян Игнатьев — русский математик. Он родился в 1869 году в семье простых крестьян деревни Выдренко Могилевской губернии. Однако благодаря способностям к учебе смог окончить гимназию и физико-математический факультет Киевского университета. В первую русскую революцию Игнатьев встал на сторону рабочих, а после 1917 года трудился в Институте народного образования и на Тульском рабфаке.

К доске, судари

Свою первую книгу «Математические игры и развлечения» он издал в 1903 году, это был сборник занимательных задач по математике и логике. Его самый знаменитый труд — «В царстве смекалки или арифметика для всех» — трехтомное издание, в котором не было стандартных примеров на сложение, вычитание или умножение. Зато были логические, исторические задачи, шутки и даже указания к созданию оптических иллюзий. Книга много раз переиздавалась, в том числе и в советское время.

Вот такое интересное руководство, как умножать на девять, можно найти в книге:

«Один малыш жаловался, что ему очень трудно запомнить таблицу умножения первых десяти чисел на девять. Отец нашел очень легкий способ помочь памяти с помощью пальцев рук. Вот этот способ в пользу и помощь другим.

Положите обе руки рядом на стол и вытяните пальцы. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева — 1, второй за ним — 2, третий — 3, четвертый — 4 и т. д. до десятого, который означает 10. Требуется теперь умножить любое из первых десяти чисел на 9. Для этого вам стоит только, не сдвигая рук со стола, приподнять вверх тот палец, который обозначает множимое. Тогда остальные пальцы, лежащие налево от поднятого пальца, дадут в сумме число десятков, а пальцы направо — число единиц.

Умножить 7 на 9. Кладите обе руки на стол и поднимите седьмой палец, налево от поднятого пальца лежит 6 пальцев, а направо — 3. Значит, результат умножения 7 на 9 равен 63.

Это удивительное на первый взгляд механическое умножение тотчас же станет понятным, если рассмотреть таблицу умножения первых десяти последовательных чисел на 9:

1 х 9 = 9 6 х 9 = 54
2 x 9 = 18 7 x 9 = 63
3 x 9 = 27 8 x 9 = 72

4 x 9 = 36 9 x 9 = 81
5 х 9 = 45 10 х 9 = 90

Здесь цифры десятков в произведениях идут, последовательно увеличиваясь на единицу: 0, 1, 2, 3, 4, …, 8, 9; а цифры единиц идут, наоборот, уменьшаясь на единицу: 9, 8, 7, …, 1, 0. Сумма же цифр единиц и десятков всюду равна 9. Простым поднятием соответствующего пальца мы отмечаем это и… умножаем. Человеческая рука есть одна из первых счетных машин!»

Задача: «В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Насупротив каждой кошки — по 3 кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?

Решение: Иной, пожалуй, начнет вычислять так: 4 кошки в углах, по три против каждой, еще 12 кошек, да на хвосте каждой кошки по кошке, значит, еще 16 кошек. Всего, значит, 32 кошки. Пожалуй, по-своему он и будет прав… Но еще более прав будет тот, кто сразу сообразит, что в комнате находится всего навсего четыре кошки. Ни более, ни менее».

автор: Мария Соловьёва

источник: www.culture.ru

AesliB