Иван Москвин – «живой человек, а не актер»

Иван Михайлович Москвин, появившийся на свет в Москве, в многодетной семье часовых дел мастера, театром увлекся с юных лет, что стало полной неожиданностью для родных.

С 14 лет он принимал участие в любительских спектаклях, а в 1893 году поступил в Филармоническое училище (ныне ГИТИС), где актерское мастерство постигал под руководством знаменитого Владимира Немировича-Данченко.

Впоследствии Владимир Иванович пригласил молодого актера в Художественный театр и настоял на том, чтобы именно Москвин играл царя Федора в премьерном спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», характеризуя актера следующим образом — «никто лучше него». Спектакль по трагедии Алексея Толстого сделал Москвина знаменитым.

«Его „царек-мужичок“, — отмечали театральные критики, — потряс зрительный зал какой-то исступленной, звенящей, до суетливости деятельной жаждой добра и справедливости, в которой словно слились вековечные чаяния людей».

Спектакль стал визитной карточкой Художественного театра, актер в образе царя Федора выходил на сцену более семисот раз.

Многогранность таланта Москвина раскрылась на богатом материале русской драматургии. Актерской победой Ивана Михайловича стала роль Луки в постановке пьесы Максима Горького «На дне». Небольшого роста опрятный старичок от сцены к сцене вырастал, по выражению театрального критика Эфроса, «в воплощение добра и любви в ее евангельском смысле». Как и царь Федор, Лука в исполнении Москвина стал для зрителей нравственным центром спектакля.

Сам актер отмечал, что типаж Луки ему был знаком с детства, подобных людей он встречал во время пеших паломнических путешествий в Троице-Сергиеву лавру, которые довольно часто совершал в детском возрасте.

Москвин был равно убедителен в самых разных образах. Ни одно из жанровых клише не могло вместить его разнообразных дарований. В ролях Епиходова в «Вишневом саде», Назара Авдеича в «Детях солнца», Загорецкого в «Горе от ума», Кота в «Синей птице», Голутвина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», Москвин открылся как мастер эпизода, второстепенной роли, умеющий вылепить характер персонажа несколькими репликами. Даже из маленькой роли ему удавалось сотворить чудо.

Москвин выступал и как режиссер. Вместе с Немировичем-Данченко и Лужским он участвовал в постановке спектакля «Смерть Пазухина» по Салтыкову-Щедрину, исполняя при этом главную роль. Одним из первых театральных актеров Москвин начал сниматься в кино в экранизациях произведений русских классиков.

В годы Первой мировой войны Иван Москвин вместе с другими артистами активно выступал перед русскими солдатами и офицерами действующей армии, поддерживая их боевой дух.

После событий 1917 года, актер не уехал за границу, но продолжил работать на родине. В 1937 году он был избран народным депутатом, в сложнейшее время ему приходилось вести общественные дела. Однажды, во время встречи со Сталиным, он осмелился заговорить об арестованном режиссере Всеволоде Мейерхольде, на что получил резкую отповедь. «Никогда не говорите мне об этом человеке», — заявил «отец народов».

В 1943 году Иван Москвин сменил на посту директора МХАТа своего учителя Немировича-Данченко и до дня смерти, 16 февраля 1946 года, руководил театром.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB