Министр культуры – самая скучная должность в России. Во все времена и при любом строе замечают их разве что благодаря скандалу. А потом забывают практически сразу после ухода с поста. Екатерина Фурцева была исключением из этого правила. Споры об этой удивительной женщине не утихают и сейчас.
Политик
Что надо знать о Фурцевой, как о политике? Немного, на самом деле, с учетом особенностей советской жизни, которая больше напоминала строевую подготовку. Сама воспитывала дочку. Из всех боссов СССР ее единственную было не стыдно показать на Западе. Пока остальные били по трибуне ботинком и твердили «нет», с ней можно было поговорить. В среде кремлевских обладателей пыжиковых шапок ее за глаза называли Мальвиной. Еще она зачем-то спасла Хрущева. Когда его несуразная политика начала удивлять даже рядовых членов КПСС, в ЦК созрел заговор сталинской троицы Молотова-Маленкова-Кагановича. Только твердая позиция Фурцевой и ее панические звонки сторонникам Никиты Сергеевича спасли ситуацию.
Должность министра культуры была для нее ссылкой, отлучением от большой политики. Но на ней она оказалась удивительно к месту. Фурцева – самый яркий, самый заметный человек в этом кресле за всю историю. Только сейчас Мединский изо всех сил пытается ее превзойти, но получается откровенно плохо.
Екатерина Алексеевна меняла свою политику согласно линии партии и, если смотреть со стороны, была крайне непоследовательной. Грудью встала на защиту советского строя от рок-музыки и авангардной живописи. Умело закрыла вопрос с возможными приездом в Москву «Роллинг Стоунз» и «Битлз». Зато назначила Марка Захарова в Ленком, пробивала гастроли наших звезд на Западе, запустила несколько Международных конкурсов и привезла в СССР «Мону Лизу» да Винчи.
Женщина
Почему-то многие считают, что в молодости Фурцева была чрезвычайно красивой и эффектной. В качестве доказательства в интернете часто используют одну из классических фотографий голливудской звезды Грейс Келли. У той – спору нет, тоже очень интересная судьба, не каждая актриса становится княгиней Монако, но к советскому министру она никакого отношения не имеет.
Внешность Екатерине Алексеевне от природы досталась заурядная. На фотографии в молодости она ничем не выделялась среди подруг. Ей пришлось немало постараться, чтобы обрести свою красоту. Грамотно подчеркивать свои достоинства, скрывать недостатки, тщательно следить за модой, одеваться стильно, строго и сдержанно, заниматься спортом, даже сделать пластическую операцию – словом, полный «современный набор» преображения.
В результате министр культуры стала образцом для подражания. Конечно, не для всего СССР, только для тех женщин, которые работали на руководящих должностях. Логика была простой: раз так одевается министр, значит, это одобрено партией. Такой автоматический перенос иногда выходил боком. Так, была очень популярна прическа, которую шутя называли «Фурцева для бедных». Любимая укладка Екатерины Алексеевны — зачесанные и собранные на затылке волосы – шла далеко не всем.
Создавать свой образ Фурцевой приходилось без помощи имиджмейкеров, толпы стилистов и политтехнологов. Девушка, выросшая в городке, одно название которого – Вышний Волочек – звучит как приговор модного суда, научилась быть стильной и, как бы сказали сейчас, «актуальной». Конечно, у нее было больше возможностей, чем у рядовой советской женщины. Но те же модельеры, которые создавали наряды для нее, обшивали и семьи других лидеров. И доступ к иностранному дефициту у них тоже был одинаковый. При этом вспоминать, как выглядело большинство жен первых лиц СССР, невозможно без содрогания.