Досвадебные обряды на Руси

Свадебному обряду на Руси всегда придавали огромное значение. Молодые вступали в иную, взрослую, жизнь, и родственники, гости возвеличивали этот акт. Именно поэтому в свадебных песнях довольно часто встречается обращение «князь», «княгиня», «боярин», «боярыня». В сакральный день молодых особенно оберегали от воздействия темных сил, поэтому традиции хранились веками.

Досвадебные обряды на Руси

К. Е. Маковский, «Боярский свадебный пир», 1883 г.

Сватовство

Сватом выбирался человек, умеющий говорить «красно», обычно из числа родственников жениха. Если родственники страдали косноязычием, то специально приглашался сторонний опытный сват.

Перед выходом из дома мать жениха снимала с себя пояс и несколько раз ударяла им по спине свата, приговаривая: «Не я бью, удача бьет».

Обычай «прибивать удачу» часто встречается и при исполнении других обрядов, при первом выгоне скотины на поле, к примеру. Интересно, что это действие исполняют исключительно крестьянки, в отсутствие матери — например, старшая сестра или тетка жениха. Мужчинам не пристало «заниматься подобной глупостью».

У входной двери дома жениха под ноги свату обязательно бросали шубу, считалось, что это к шумной, веселой свадьбе («Бросил шубу, наделал шуму»).

Выехав за деревню, сват останавливал свой экипаж и проводил кнутовищем черту за повозкой. Этим актом он как бы отсекал возвращение.

В доме невесты сват старался незаметно провести рукой по печке в знак «справного угощения», достойного приема.

Сватовство обычно начинали со стороннего торга. К примеру, спрашивали хозяев: «Нет ли у вас поросят продажных?» Хозяева, смеясь, отвечали, что нет. Тогда сват продолжал: «А девок?» Ему отвечали, что есть одна.

Досвадебные обряды на Руси

П. А. Федотов, «Сватовство майора», 1848 г.

Приветливость хозяев свидетельствовала о том, что жених нравится. Во время сватовства проводят предварительный сговор о приданом невесты, основное обсуждение выносится на рукобитие.

Рукобитие

В назначенный день в дом невесты приходили жених, отец жениха и другие родственники, обычно мужчины. Войдя в избу, жених прятал принесенную с собой бутылку водки под лавку.

Речь начинал отец жениха: «Раз между нашими молодыми совет да любовь, можно и дело начинать». Родители невесты соглашались. Гости поочередно подходили к рукомойнику, мыли руки и вытирали полотенцем (уручником), подаваемым невестой. Потом все садились за стол, родственники жениха — по одну сторону, родственники невесты — по другую. Молодым отводилось особое место, они сидели рядом.

Собравшиеся сидя молились, испрашивая благословения на начало дела. Первым поднимался отец невесты, за ним вставали все остальные и отвешивали поясные поклоны.

Невеста начинала плачи, кланяясь своим родителям в ноги. Отцы молодых надевали специально приготовленные для этого случая рукавицы и хлопали друг друга по руке.

— Хорош товар! — нахваливал дочь отец.

— По товару и купец, — вторил сват.

Начиналось застолье. Жених доставал принесенную бутыль, хозяева накрывали стол заранее приготовленными припасами. Пока старшее поколение обговаривало приданое и свадебный обряд, молодые целовались, не скрываясь.

Досвадебные обряды на Руси

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба», 1880 г.

Рукобитие заканчивалось одариванием. Невеста подносила жениху вышитый платок, а всем гостям — по самодельному поясу. Жених дарил своей избраннице золотую монету, после чего отправлялись кататься по деревне, оставив за столом будущих родственников.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB