За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Нижние бронелисты, прикрывающие ходовую часть состава, для удобства ее обслуживания монтировались на откидных петлях. При необходимости вести боевые действия на австро-венгерских или германских железных дорогах бронепоезд устанавливался на...

Нижние бронелисты, прикрывающие ходовую часть состава, для удобства ее обслуживания монтировались на откидных петлях. При необходимости вести боевые действия на австро-венгерских или германских железных дорогах бронепоезд устанавливался на предназначенные для этого запасные колесные пары. Все трубопроводы и электропроводка между бронеплощадкой и паровозом прятались в специальные бронированные кожухи.

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Бронепоезд «Хунхуз» и его команда. Бепо пока еще окрашен светло-серой грунтовкой. Конец августа 1915 года

Установленная в паровозной будке динамо-машина питала электроэнергией прожектора и все освещение бепо. Команда бронепоезда состояла из 90 человек нижних чинов и 4-х офицеров, которые распределялись по трем взводам — артиллерийскому, пулеметному, техническому — и одной паровозной бригаде.

Названный необычно — «ХУНХУЗ», бронепоезд, окрашенный в защитную зеленую окраску, произвел большое впечатление на господ, в том числе и на светлейшего князя. Последний вынес благодарность капитану Даниэлю, и все, принимавшие участие в постройке бронепоезда, были поощрены денежными премиями.

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

«Хунхуз» и делегация Светлейшего князя Николая Николаевича, 1 сентября 1915 года

Чтобы понять, почему бепо получил такое название, мы немножко заглянем в историю железнодорожной бригады, его построившей. Итак, 2-я Заамурская железнодорожная бригада, именовавшаяся до войны — Заамурская бригада пограничной стражи и входившая в состав Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов Российской империи, обслуживала и охраняла Китайско-Восточную железную дорогу — КВЖД. В начале 1915 года часть бригады из далекого Забайкалья перебрасывают на Юго-Западный фронт, где ей присваивается 2-й номер и она входит в состав железнодорожных войск Российской империи. Командиром бригады назначили талантливейшего инженера генерал-майора Михаила Викторовича Колобова, человека, который боевой и инженерный опыт приобретал еще в Русско-Японской войне. Именно он являлся автором проекта бронепоезда «Хунхуз», названного в память о службе на Дальнем Востоке (хунхузами в Манчжурии называли бандитов).

На следующий день после визита высоких гостей бепо «Хунхуз», недоукомплектованный личным составом, передают 1-му Заамурскому железнодорожному батальону, где его команда пополняется артиллеристами 1-й резервной горно-артиллерийской батареи, и под руководством поручика Крапивникова 9-го сентября бронепоезд убывает на фронт.

23-го сентября командование фронтом ставит бронепоезду первую боевую задачу: огнем и маневром поддержать наступление 408-го полка 102-й пехотной дивизии в районе железнодорожной станции Рудочка. Ночью была произведена разведка пути. На удивление всех, австрийцы даже не предприняли никаких действий, чтобы разрушить железную дорогу, ведущую прямо в их окопы. 24-го, в 4 часа утра бронепоезд двинулся на австрийские позиции. О том, что было дальше, нам расскажет из своего рапорта командир «Хунхуза» поручик Крапивников: «…Подойдя к первой линии окопов и открыв по ним фланговый огонь из всех пулеметов и переднего орудия, поезд заставил неприятеля оставить окопы, обратив его в бегство (неприятелем было оставлено в окопах много трупов). После этого поезд двинулся дальше и принудил неприятеля действенным пулеметным и орудийным огнем очистить и вторую линию окопов. В это время шедшая впереди поезда небронированная платформа, груженная рельсами и скреплениями на случай исправления пути, прорвав проволочные заграждения передними скатами, попала в ход сообщения, вырытый австрийцами и незамеченный из-за насыпи. Высланными мною нижними чинами платформа была отцеплена, и поезд начал движение обратно. Разорвавшимся тяжелым снарядом был испорчен железнодорожный путь, и бронепоезд оказался отрезанным, а сошедший с рельс задний полувагон, вследствие порчи пути, не дал возможности бронепоезду двигаться вперед и таким образом избежать прицельной артиллерийской стрельбы противника, вследствие чего было попадание в передний вагон снаряда, которым были убиты командир артиллерийского взвода штабс-капитан Лазарев и 4 нижних чина — артиллериста. После этого мною была дана команда покинуть поезд. Всего бой продолжался 40 минут. За это время выпущено: из переднего орудия 73 снаряда, из пулеметов 58500 патронов».

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Останки бронепоезда «Хунхуз» в районе станции Рудочка, 1916 год

Вот так закончился первый и последний бой «Хунхуза». В чем же причины его горького исхода? Основная причина — недоработка конструкции наблюдательного поста бронеплощадки. Вся оптика бронепоезда находилась в руках у командиров бронеплощадок и поезда, в целом это обычные артиллерийские бинокли, ведя наблюдение которыми сквозь щели бронезаслонок, в боевой обстановке, в ранней утренней мгле, очень трудно заметить небольшую преграду, что, собственно, и получилось. Вторая причина — это банальный человеческий фактор, так как именно от командира зависит — посылать бепо в неизвестность или, наоборот, проявлять осторожность. Еще играет определенную роль «Его Величество Случай». В дальнейшем на построенных трех новых бронепоездах типа «Хунхуз» недостаток обзорности частично устранили, водрузив по центру бронеплощадки командирскую башенку, с углом обзора, равнявшимся 360º.

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Горная 76-мм пушка образца 1904 года, на тумбовой установке. Такими орудиями изначально оснащались все бронепоезда типа «Хунхуз»

А разрушенный первый «Хунхуз» пролежал возле австрийских траншей три с половиной месяца, пока команда разведчиков не увела заднюю бронеплощадку из-под носа у врага в ночь с 11-го на 12-е января 1916 года, восстановив разрушенные пути. Сам бронепоезд восстановлению не подлежал.

Как уже ранее говорилось, за первым бепо последовали еще три однотипных, которые были построены в сентябре — октябре 1915 года. Причем постройка велась довольно быстрыми темпами, в среднем на один бронепоезд у рабочих уходило 16 дней. По ходу строительства Заамурских бепо в их конструкцию вносились небольшие изменения. Так на 3-м и 4-м бронированном составе типа «Хунхуз» были изменены спонсоны курсовых пулеметов, что значительно увеличило угол ведения огня. Теперь из этих установок можно было вести огонь не только по курсу поезда, но и в одну сторону с бортовыми пулеметами.

Вызванное стабилизацией фронта затишье не позволяет выделиться бронепоездам, и номерные «хунхузы» простаивают в мастерских до весны 1916 года, когда два бепо перебрасывают на более оживленные участки Западного фронта, где они оказывают посильную поддержку войскам. В конце апреля один из «хунхузов» передают, по приказу Николая II-го, в распоряжение Собственного Его Величества железнодорожного полка, чтобы предоставить «…возможность принять участие в боевых действиях, подобно тому, как принимают в нем участие чины Конвоя Его Величества и чины сводного Его Величества пехотного полка…» (из служебного письма Дворцового коменданта Воейкова начальнику военных сообщений Ставки генералу Ронжену). После передачи Царскому полку бепо отводят в Минск, где в железнодорожных мастерских его модернизируют, установив по проекту нового командира бронесостава штабс-капитана Кузьминского еще одну 76-мм горную пушку на бак тендера паровоза. Такое расположение орудия позволило применять его не только против живой силы противника, но и против аэропланов. Через год этот бронепоезд вернут в 1-й За- амурский железнодорожный батальон.

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Трофейными австро-венгерскими пулеметами Schwarzlose M.07/12 оснащались почти все бронепоезда Русской армии

После активного участия в Луцком прорыве, летом 1916 года, на Юго-Западном фронте для «хунхузов» вновь наступает затишье длиною в год, когда они в качестве подвижных артиллерийских батарей лишь эпизодически принимают участие в боях.

Вновь понюхать пороху в достаточном количестве типовым бронепоездам довелось летом 17-го, во время контрудара германских войск, когда все три команды бепо, вместе со своими «сухопутными линкорами», добровольно вливаются в состав «частей смерти». Эти подразделения командование бросает на самые опасные участки фронта, для предотвращения его возможного прорыва. Образование «частей смерти» явилось следствием массового дезертирства на фронте, пропитанного духом приближающейся революции и массового братания с врагом, который, наоборот, подавал пример полной сплоченности.

Октябрьский переворот 17-го застал типовые бепо на ремонтных базах Киева и Одессы, где «хунхузы» достаются местным представителям новых властей. Находящийся в Киеве бронепоезд 1-го Заамурского желбата, переименованный в «Слава Україні», служит под сине-желтым флагом. Но вскоре, в январе 18-го, его захватывают революционные матросы под командой Полупанова. И вновь переименованный в №4 «Полупановцы» бепо отправляется громить румынские королевские войска на станции Рыбница. Затем с присоединенным к нему мотоброневагоном «Заамурец» бронепоезд сражается с немцами и украинскими националистами в центральной Украине, подчиняясь командованию 1-й Революционной армии. Далее в судьбе «сухопутного броненосца» следует долгая череда событий (которая, дорогой читатель, будет более подробно раскрыта в одном из будущих выпусков Бронекаталога), в результате которых следы бронепоезда теряются в Китае. Бронепаровоз бепо 3-го Заамурского желбата находился в ремонте, когда новой украинской власти понадобился бронепоезд. Обе бронеплощадки изымаются и передаются вновь сформированному бепо «Січевик», который, после небольших стычек с отрядами Щорса, летом 19-го достается полякам. Под новым именем «General Dowbor» бронепоезд воюет с «красными» и в августе 1920 года становится трофеем 1-й Конной армии Буденного. В дальнейшем бронеплощадки были замечены в составе бепо №112 Красной Армии, после чего след их теряется. Бронепоезд 2-го Заамурского железнодорожного отряда, находясь на одесской рембазе, сразу же достался большевикам. И под названием «2-й Сибирский» также ушел дорогами гражданской войны. С ним мы еще встретимся…

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Бронеплощадка польского бронепоезда «General Dowbor», лето, 1919 год

Итак, подводя итог применения бронепоездов в начале Первой мировой войны, становятся очевидны как слабые, так и сильные стороны бепо.

Говоря о слабых сторонах, можно выделить три основные.

  1. Легкая уязвимость от огня артиллерии противника. Ввиду своих далеко не малых габаритов бронепоезда могут стать легкой добычей даже не самых опытных артиллеристов противника. К тому же сами попадания в бепо и их последствия легко заметны опять же из-за большого размера бронированного состава. Защищенные лишь противопульной броней, бепо поражались снарядами самых мелких калибров, попадания которых в паровоз, тендер или ходовую часть могли легко обездвижить состав. Казалось, можно и увеличить бронирование бронепоездов за счет более толстых броневых плит, но это повлекло бы увеличение веса, и как следствие — не каждый железнодорожный мост смог бы выдержать вес «стальных крепостей». Кроме всего этого, сами рельсы легко перебиваются снарядами, а это лишает бепо возможности маневрирования, и в итоге неподвижный бронепоезд сразу же уничтожается.
  2. Зависимость бепо от исправности железнодорожного пути. Поскольку бронепоезд передвигается только по ЖД полотну, то он всецело зависит от его исправного состояния. А любая порча железнодорожного пути может замедлить или вовсе лишить поезд возможности маневрировать, что для бепо, важными качествами которого являются внезапность, огонь и маневр, может быть просто губительным. Этот недостаток является самым главным
  3. Сложность бронесостава и его комплектования. На постройку одного бронепоезда приходится затрачивать большое количество сил, средств и времени. Для обслуживания бепо необходимы: железнодорожники, пулеметчики, артиллеристы, электротехники и прочие специалисты, для обучения которых требуются специальная база, время и средства.

Сильных сторон больше.

  1. Огневая мощь. Вооруженные большим количеством орудий и пулеметов, бронепоезда обладают возможностью во время боя, маневрируя, вести огонь по противнику во фланг, а иногда и в тыл. Что дает бепо определенное огневое преимущество.
  2. Моральное воздействие. Имея бронезащиту от пуль и осколков, быстро передвигающиеся и врывающиеся в расположения врага, поражая его губительным фланговым огнем из орудий и пулеметов, бронепоезда обладают огромным моральным преимуществом. И порою только появившись на поле боя, они вызывали панику в рядах противника, что влекло за собой оставление боевых позиций и отступление.
  3. Подвижность. Бронепоезда обладают большой подвижностью. Появляются на поле боя внезапно и имеют возможность выполнять маневрирование с большими скоростными перепадами.
  4. Удобство в управлении. Компактность бронепоезда обеспечивает командиру полный контроль над работой всей команды состава. Ввиду этого управлять бронепоездом в достаточной степени несложно, и вся деятельность бепо зависит от внутренних качеств его командира.

Из огневого могущества и легкой уязвимости бронепоездов вытекает одно общее качество, хотя правильнее назвать это правилом — скоротечность боя. Полковник генерального штаба царской армии Александр Шавров в своей книге «Бронепоезда» очень красочно и лаконично охарактеризовал его: «Бой бронепоездов можно легко сравнить с атакой конницы, где в течение нескольких минут решается вопрос победы или поражения».

автор: Владимир Бут

источник: naukatehnika.com

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector