За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

28-го июня 1914 года, во время визита в Сербию, был убит эрцгерцог Австрии Франц Фердинанд. Это послужило поводом для начала невиданной по тем временам бойни, известной у нас...

28-го июня 1914 года, во время визита в Сербию, был убит эрцгерцог Австрии Франц Фердинанд. Это послужило поводом для начала невиданной по тем временам бойни, известной у нас под названием Первая мировая война.

1-го августа Германия объявляет войну России, а 3-го подобное заявление произносят и дипломаты Австро-Венгрии.

12-13-го августа по просьбе Франции, которая также находится в состоянии войны с Германией и Австро-Венгрией, Россия вторгается в Восточную Пруссию.

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Артиллерийская и пулеметная бронеплощадки, бепо 9-го железнодорожного батальона. 1916 год

В наступлении российскому командованию пригодились бронепоезда, дебют которых в этой войне был довольно успешным. Примером этому может послужить бронепоезд из состава 9-го железнодорожного батальона, под командованием подпоручика Белова, приданный 3-й армии, действовавшей в районе Львова. 22-го августа, во время штурма русскими войсками Станислава, бронепоезд внезапной атакой захватил мост к городу, что обеспечило довольно быстрый его захват с наименьшими потерями. За этот успех вся команда бронированного состава была награждена Георгиевскими крестами, а командир — орденом Святого Георгия 4-й степени.

Бронепоезд 9-го железнодорожного батальона уже имел черты, присущие в дальнейшем большинству бронированных составов. Состоявший из двух пулеметных и одного артиллерийского вагонов, он не походил на своих западных предшественников — блиндированные поезда. Главным отличием служили установленные 76-мм полевая пушка в открытой сверху башне на поворотной платформе и двенадцать пулеметов, огонь из которых по противнику вели не доставляемые к месту боя солдаты, а специально обученная и принимавшая непосредственное участие в постройке бронепоезда команда. В дальнейшем бронепоезд был усилен путем добавления в его состав еще одной артиллерийской площадки. Поскольку катаная броня на тот момент для железнодорожников была недоступна, бронировку провели подручными материалами, а именно — обычной сталью, называемой в те времена котельным железом, бревнами и песком. Для наблюдения за полем боя имелась специальная командирская башенка, установленная по центру крыши одной из пулеметных бронеплощадок. В 1916 году бронепоезд прошел модернизацию — была усилена защита бронеплощадок и заменен паровоз. Теперь ранее использовавшийся забронированный трофейный австрийский локомотив заменили отечественным серии «Ов». «Бронепоезд 9-го желбата» (так он именовался в документах) успешно воевал на протяжении всей войны, а после Октябрьского переворота вся команда героического БЕПО¹ переходит на сторону большевиков.

В 1918 году бронепоезд, называющийся теперь «бронепоезд №9 бывший желбата», участвует в боях с войсками Украинской Центральной Рады и немецкой армии. Далее, после прохождения ремонта в Брянских мастерских, бепо сражается на Южном фронте вплоть до окончания Гражданской войны.

В середине ноября 1914 года, во время сражения в районе города Лодзь, немецкие части пятью корпусами нанесли мощнейший удар в стык двух наших армий — 1-й и 2-й. Не выдержав натиска противника, 5-й и 6-й Сибирские корпуса 1-й армии начали отход к Висле, а корпус 2-й армии отступил к реке Бзура. В образовавшийся разрыв двух армий устремились части 1-го германского кавалерийского корпуса, силою 6-й и 9-й кавалерийских дивизий. Одновременно с этим пехотные корпуса противника так же успешно продвигаются вперед и к 19-му ноября охватывают город Лодзь плотным полукольцом, прижав в нем наши войска. По полученным сведениям германскому командованию становится известно о разворачивании в районе Варшавы свежих частей русских. С целью разведки в этот район было выслано прикрытие 9-го кавалерийского корпуса, в составе 11- го полка Гусар и полка Улан Его Величества. Но в районе Липсе путь им преградил русский бронепоезд, который своим огнем сорвал планы немцев. Все попытки обхода кавалерией врага внезапно возникшей «преграды» в этом районе успешно пресекались маневренными действиями бепо. В результате немцам пришлось обходить максимально длинным путем, что задержало их продвижение вперед на пять часов и дало время нашим войскам произвести полное развертывание. 23-го ноября бепо, приданный 6-й Сибирской дивизии, принимает активное участие в захвате железнодорожной станции Колюшки.

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Бронепоезд 6-й Сибирской дивизии, преградивший путь немцам 19-го ноября 1914 года, в районе Липсе

Сам бронепоезд был спешно построен 4-м железнодорожным батальоном, по приказу командира 6-й Сибирской стрелковой дивизии, для прикрытия участка железной дороги Варшава — Скарневицы. Бепо состоял из прикрытого с боков стальными листами пассажирского паровоза серии «Я» и блиндированными двумя четырехосными и одним двухосным полуметаллическими вагонами. Несмотря на отсутствие артиллерии — а вооружение его составляли лишь винтовки и несколько пулеметов — бронепоезд успешно себя показал, как мы видим выше, в ноябрьских боях. Но в дальнейшем, включенный в состав гарнизона крепости Ивангород, бронепоезд был брошен отступающими русскими частями.

В середине лета 1915 года брошенный бепо находят бойцы Морского полка особого назначения. Пустые коробки бронеплощадок без вооружения моряки перекрасили, нарисовали на бортах белой краской якоря, и самое главное — они перевооружили состав, добавив к нему помимо пулеметов еще и две 37-мм пушки Гочкиса. Кроме того, в состав поезда была добавлена еще одна бронеплощадка. В таком виде первый морской бронепоезд с гордо развевающимся Андреевским флагом осуществляет поддержку нашим войскам вплоть до марта 1916 года, когда он 10-го числа сего месяца, выходя на исходную позицию для атаки врага, попадает в устроенную немцами засаду. В жарком бою, длившемся несколько часов, морской бепо теряет головной вагон, буквально «растерзанный» артиллерией противника. Подбитый бронепоезд отводят в Гомельские мастерские, где он простоит до конца года.

Летом 1917 года, приказом командования, бронепоезд Морского полка особого назначения передают 10-му железнодорожному батальону. Моряки при передаче забрали с поезда все вооружение, и пустой блиндированный состав в дальнейшем не принимал участия в боях до осени. В октябре 1917 года 10-й железнодорожный батальон переходит на сторону революции. Имеющийся в наличии этого подразделения бронепоезд вооружается двумя 76-мм горными пушками и несколькими пулеметами. Белые якоря на бортах бронеплощадок, оставшиеся в наследство от моряков, закрашивают и поверх пишут новое лаконичное название «Революционный бронепоезд». В новом 1918 году бепо довооружается еще одной бронеплощадкой, оснащенной двумя 76-мм зенитными пушками Лендера, переданными «постановлением ревкома» из 3-й отдельной железнодорожной батареи.

В марте 1918 года, после боев с немецкими и польскими войсками, поезд без одного броневагона, захваченного поляками, отправляется на ремонт в Брянск.

Захваченная бронеплощадка вскоре появляется на вооружении польского потягу панцирного «General Konarzewski».

Во время ремонта в Брянске команда бронированного состава принимает решение вновь переименовать свой бепо. Теперь поезд называется не так уж коротко — «Минский коммунистический бронепоезд имени тов. Ленина». С этим громким именем бепо, в составе 1-й армии большевиков, принимает участие в боях под Сызранью и Симбирском, где теряет все свои бронеплощадки. Оставшийся бронепаровоз включают в состав бепо №6 «Путиловцы имени тов. Ленина», который участвует в боях 1918-1920 годов.

В 1922 году повидавший многое на своем веку бронепоезд расформировывают.

На второй год войны у военных инженеров Российской армии назревает мысль о создании серийных бронепоездов, с рациональным расположением брони и вооружения. Без рассказа о первом таком бепо новой генерации это повествование было бы неполным…

Хунхуз

Первого сентября 1915 года в расположение 4-й роты 2-го Заамурского железнодорожного батальона, находящегося на территории киевских Главных мастерских Юго-Западных железных дорог, прибыла большая делегация военных чиновников, во главе с Верховным главнокомандующим Великим князем Николаем Николаевичем Романовым. Целью ее визита был новый бронепоезд, построенный заамурцами по проекту их командира, инженера, генералайора Михаила Викторовича Колобова. Руководил постройкой командир 4-й роты капитан Даниэль, при непосредственном участии начальника Киевских железнодорожных мастерских Нечая.

За Веру, Царя и Отечество! «Хунхуз» и другие бронепоезда царской России

Бронепоезд «Хунхуз» и его команда

Перед почетными гостями предстал красавец бронепоезд, завораживающий своим слаженным изящным видом. Постройку бепо только закончили и едва успели его покрасить.

По плану предполагалось вслед за первым построить в ближайшее время еще три однотипных бепо.

Бронесостав состоял из бронепаровоза серии «Ов», размещенного по центру между двумя одинаковыми бронеплощадками.

В первой половине броневагона находилась орудийная башня с 76-мм горной пушкой, образца 1904 года, установленная на специально спроектированном станке, обеспечивающем поворот всей установки, весом в 1920 кг, вручную одним человеком. Угол наведения орудия по горизонту равнялся 220º. Боекомплект орудия состоял из 80 шрапнелей, 25 гранат и располагался в отсеке под поворотным кругом.

Вторая половина вагона была отведена под пулеметный каземат, с установленными в нем на специально спроектированных станках двенадцатью трофейными пулеметами Шварцлозе, способными вести огонь по пять с каждого борта и два по курсу, на каждый из которых приходилось по 1500 патронов в десяти лентах. Впервые на бронепоезде была успешно опробована система охлаждения пуле- метов подачей воды в кожухи по специальному трубопроводу из цистерны, расположенной в тендере паровоза.

Для наблюдения за полем боя над башенной установкой имелся специальный наблюдательный пост, который позволял командиру бронеплощадки озирать окружающую местность на 270º. Командир бронепоезда находился в бронепаровозе и вел наблюдение с поста, оснащенного командирской башенкой. Также для наблюдения использовались четыре люка, закрывающиеся в боевой обстановке бронезаслонками с прорезями. Для связи с командой имелся пульт электрической сигнализации, передача команд через который осуществлялась путем включения разноцветных лампочек в определенной последовательности. Также подача команд дублировалась рупорной связью корабельного типа и звуковым сигналом колокольчиков.

Толщина броневых листов, защищающих паровоз и бронеплощадки от огня противника, равнялась 12-16 мм. Этого хватало, чтобы выдержать попадания пуль и осколков, но от прямых попаданий снарядов, увы, уберечь не могло.

Зимой в бронепоезде работало паровое отопление, для которого внутри площадок по бортам проходили дюймовые трубы, подача пара в них осуществлялась из котла паровоза. Обшитые изнутри 20-мм слоем пробки и 6-мм листами фанеры, бронеплощадки хорошо держали тепло и были превосходно изолированы от шума. В полу боевого отделения бронеплощадок имелись эвакуационные люки.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector