Умри, гусар, но чести не утрать

Двенадцать гусарских полков входили в состав русской армии, сражавшейся с наполеоновскими войсками. Смоленск, Бородино, Малоярославец, Верея, Вязьма, Кульм, битва народов под Лейпцигом. И, наконец, с победным маршем — Париж, где русский солдат вызвал уважение французских жителей своим благородством.

Гусары вписали славные героические страницы не только в военную историю России, но и в отечественную культуру. Вспомним Дениса Давыдова. «Боец чернокудрявый с белым локоном во лбу», его партизанские действия были грозой для французов, а поэтический дар вызывал восхищение современников.

Надо сказать, что литература постаралась, создавая лихой и благородный облик гусара. «Гусар! ты весел и беспечен!» — восклицал М. Ю. Лермонтов, с сочувствием вглядывавшийся в судьбу своего героя в одноименном стихотворении 1832 года. Воображал себя в шутку гусаром и А. С. Пушкин, мысленно предвкушая, как он с удовольствием завьет «в колечки гордый ус». Через сто лет промчались по нашим театральным сценам и радиоэфирам «Питомцы славы» драматурга Александра Гладкова, известные как персонажи спектакля «Давным-давно», запросто сорвавшего в 1943 году самую большую премию СССР, которой удостоена была яркая духоподъемная музыкальная постановка Центрального театра Красной Армии. Последовавшая потом «Гусарская баллада», рожденная режиссером Эльдаром Рязановым в 1962 году на основе знаменитой талантливой пьесы и замечательной музыки к ней Тихона Хренникова, стала одной из лучших картин кинематографа, с завидным постоянством появляющихся в телепрограммах по сей день…

Откуда они взялись, эти бравые парни?

Доподлинно известно, что в России они появились в 1630-х годах. А за два века до этого небольшие (20 — 25 всадников) конные отряды дворянского ополчения появились в Венгрии, по ее примеру такие мобильные части стали потом создавать в Польше. В середине XVI столетия дворянская конница составила там «гусарию», где служил цвет шляхты.

Постепенно как род легкой кавалерии гусары заняли заметное место в армиях ряда европейских стран. Россия, немного отстав от этого набравшего силу процесса, старалась наверстать упущенное. Конные роты, состоявшие в допетровскую эпоху при стрелецких полках, стали называть «копейными или гусарскими шквадронами». По инициативе военачальников Петра I появляются гусарские полки, куда с охотой зачисляют уроженцев придунайских регионов и даже выходцев из Сербии. Так, в 1741 году в составе русской кавалерии формируется ее наиболее подвижная доля. Эффект от нее не замедлил проявиться.

Выяснилось, что гусары способны прекрасно нести аванпостную и сторожевую службу, быстро проводить разведку сил противника, иногда дерзко нападая на него. В походном марше их место было в авангарде или арьергарде, чтобы скрывать движение русской колонны и быстро отвечать на внезапное нападение неприятеля. Гусары были неутомимы в его преследовании, и в то же время могли хорошо обеспечивать отступление собственных ратников.

В 1812 году Россия располагала 11 армейскими гусарскими полками, 12-й был создан к декабрю. В целом этот воинский контингент представлял пятую часть оте-чественной кавалерии. В полку было по 10 эскадронов, разделенных на два батальона. Во главе каждого полка стоял шеф. Нацеленность на стремительные действия диктовала свое отношение к отбору в гусары. От будущих воинов требовались быстрота и ловкость, а потому не брали особо рослых и тяжеловесных.

Доломаны, ментики и другие

Гусарский мундир был подлинным произведением модельно-портняжного искусства. Доломан — короткая суконная куртка, расшитая тесьмой и шнурами, узкие штаны — чакчиры и ментик — короткая куртка, отороченная мехом — так выглядел гусарский мундир уже в последние десятилетия XVII века. Ментик был особо функционален, когда-то его место занимала шкура дикого животного, предохранявшая левое плечо и руку от сабельных ударов. Ментик нового обличья обшивался мехом.

Можно долго описывать, как доломан и ментик расшивали рядами двойных шнуров, гарусной тесьмой, красной кожей, как располагались на них пуговицы, как выкладывались плечевые и рукавные швы. Это была целая наука, череда дорогостоящих операций. Главное об их результатах можно узреть на дошедших до нас рисунках художника Льва Ивановича Киля, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года. Он создал в 1815 — 1819 годах огромную серию типажей, в которой почетное место отведено гусарам.

Суконные чакчиры обшивали по наружному шву белой или желтой тесьмой. К ним полагались короткие сапоги с твердыми голенищами и шпорами. В походе поверх надевали серые суконные рейтузы. От непогоды гусар защищали широкие серые плащи из шинельного сукна со стоячими воротниками. Зимой позволялось носить рукавицы, которые они шили из старых мундиров.

Довершал мундир кивер из черного сукна, обтянутый кожей, украшенный кокардой из черной ленты, розеткой с оранжевой каймой и металлической петлицей с пуговицей, к тому же дополненный особым убранством — этишкетом из плетеных шнурков с кистями и белым султаном из конских волос.

Чем уничтожали гусары врага? Где его настигали?

Главным оружием была легкокавалерийская сабля с железным эфесом с тремя дужками. Как предписывал образец 1809 года, она вкладывалась в стальные ножны, хотя они могли быть и деревянными, обтянутыми кожей, заключенными в железную оправу.

Помимо сабель на вооружении гусара были гладкоствольные карабины, весившие 3 кг, и седельные полуторакилограммовые пистолеты 7-линейного калибра. Дальность выстрела из карабина не превышала 250 шагов, а из пистолета — 30. Еще на вооружении были мушкетоны, имевшие в дульной части раструб. Они предназначались для стрельбы дробью. Когда наполеоновская армия подошла к Москве, карабины и мушкетоны гусарских полков 1-й и 2-й Западных армий были переданы ополченцам. В ноябре 1812 года карабины были сняты с вооружения. Для каждого эскадрона была установлена норма — 16 мушкетонов на эскадрон.

Нескончаемые пути-дороги гусар в Отечественной войне 1812 года — эпопея их боевой славы.

источник: mygazeta.com

AesliB