Судьба «ВАРЯГА»: русская легенда на дне возле Шотландии

1 ноября 1899 года был спущен на воду крейсер «Варяг», ставший легендой русского флота. Крейсер был построен по заказу царского правительства в США, в Филадельфии.  Корабль заложили в 1898 на верфи Крэмпа на реке Делавэр. Ранее со стапелей...

1 ноября 1899 года был спущен на воду крейсер «Варяг», ставший легендой русского флота. Крейсер был построен по заказу царского правительства в США, в Филадельфии.  Корабль заложили в 1898 на верфи Крэмпа на реке Делавэр. Ранее со стапелей судозавода сошли «Европа», «Азия», «Африка» и «Забияка», а вместе с «Варягом» строился броненосец «Ретвизан».

Когда еще велись корпусные работы, в Филадельфию начали прибывать русские моряки из будущих экипажей кораблей. Их становилось все больше, и тогда община русских эмигрантов решила построить в этом американском городе православную церковь — Андреевский собор.

По случаю спуска корабля состоялся торжественный молебен, на котором присутствовали официальные представители американского правительства, русский посол, военный и военно-морской атташе России. В городской газете «Филадельфия инкуайер» на первой полосе была опубликован большая статья. Полностью строительство корабля было завершено 1901 году. Крейсеру удалось выйти в плавание и покинуть берега Филадельфии уже 10 марта. Провожать его вышло все русское население города.

Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен, моряки вернулись на родину на других судах. С тех пор 9 февраля в Андреевском соборе поминальной молитвой чтут память русских моряков.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время первой мировой войны, в 1916 году Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский вымпел.

«Варяг» после подъема, 8 августа 1905 г.

Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку из-за непригодности, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Вскоре его начали разбирать прямо в море, однако в 1925 году все работы на месте крушения 6ыли прекращены и на много лет о корабле фактически забыли.

4 июля 1976 года в соборе был открыт музей «Варяга». Прихожане образовали мужской хор имени крейсера «Варяг». Всем его участникам сшили русскую морскую форму, на бескозырках было выведено имя «Варяг». Хор выступает и по сей день.

Весной 2003 года в России начались съемки документального телефильма «Крейсер «Варяг»», была организована экспедиция по поиску останков крейсера в Ирландском море. 3 июля 2003 съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6–8 метров, разрушенный корпус легендарного крейсера.

А в 2007 году в Шотландии был воздвигнут мемориал, посвященный «Варягу».

источник:defendingrussia.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...