Сражение за газ

Июль 1942 года. Угольный Донбасс оккупирован гитлеровскими войсками. Немецкие танки стремительно продвигаются в сторону Сталинграда – крупного транспортного узла и промышленного центра. Второй клин фашистских армий «разрезает» Кавказ, стремясь захватить нефтеносные недра Баку. Военным заводам, предприятиям, работающим на фронт, начинает остро не хватать топлива – угля, поставляемого шахтами Урала и Кузбасса.

Топливные затруднения начались и в Саратовской области – в то время крупнейшем промышленном регионе юго-востока страны. Именно здесь было размещено свыше 50 крупных эвакуированных предприятий, выпускающих продукцию для фронта. Заводы нуждались в топливе и электроэнергии, но в Саратов перестал поступать не только донецкий уголь, но и мазут из южных нефтяных районов СССР. Топлива остро не хватало и на Саратовской ГРЭС. Было необходимо искать иные источники энергии. В ход пошли дрова, горючие сланцы, даже лузга от семечек…

Однако лучшей альтернативой углю и мазуту виделся природный газ, разведка месторождений которого велась в Саратовской области с 1941 года силами геологов-практиков и ученых Саратовского государственного университета.

Первооткрывателями Елшанского месторождения газа стали геолог И.И. Енгузаров и профессор Саратовского университета Б.А. Можаровский. Упорный труд геологов и буровиков увенчался победой: в октябре 1941 года газовое месторождение с высоким промышленным потенциалом было открыто в поселке Елшанка в пригороде Саратова. Девять месяцев спустя было принято решение построить газопровод Елшанка – Саратовская ГРЭС.

Земляные работы на трассе газопровода были трудными и упорными. Слова «фронт работ» — звучали не только как фигура речи. Строительство газопровода было настоящим фронтом и не только трудовым. Неподалеку возводились еще и оборонительные сооружения – противотанковые рвы, линии траншей. 200 мобилизованных с предприятий города рабочих двигались навстречу друг другу, не прекращая работу даже под частыми вражескими бомбардировками. 18,6 километров трассы были пройдены в рекордно короткие сроки – за 35 дней.

30 октября 1942 года елшанский газ поступил в топку одного из реконструированных котлов Саратовской ГРЭС. За первые же сутки работы котел выработал 100 тыс. кВт. ч. электроэнергии, сэкономив 130 тонн угля. В следующие месяцы от главной магистрали был построен газопровод до ТЭЦ, таким образом, была создана надежная топливная база для электростанций Саратова. Заводы и предприятия прифронтового промышленного центра в труднейшие месяцы войны, в дни Сталинградской битвы бесперебойно снабжались энергией. Областная газета писала в те дни: «Газ был важным рубежом в дни Сталинградской битвы. Он помог ковать оружие победы в дни наступательных боёв нашей Армии».

Так в советской энергетике началось промышленное использование газа. Небольшой газопровод имел отнюдь не локальное местное значение, он стал началом дальних магистральных газопроводов.

Год спустя, осенью 1943 года, Наркомат нефтяной промышленности направляет в Саратов группу специалистов для изучения результатов разведок и использования природного газа. Эксперты не только высоко оценили работу, проделанную саратовскими учеными, геологами-практиками, промышленниками, но и пришли к выводу о возможности использовать саратовский газ для улучшения снабжения голубым топливом Москвы.

Сомнений и сомневающихся в возможностях этого начинания было немало. И, тем не менее, в том же году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление газа и искусственного жидкого топлива – Главгазтоппром. Проект газопровода «Саратов — Москва» стал первым важным делом этой организации. Но только когда в январе 1944 года на площади Курдюм, расположенной рядом с Елшанкой, был получен мощный фонтан газа с суточным дебитом около 1 миллиона кубометров, было принято окончательное решение строить газопровод.

Срок строительства был определен очень короткий – два года. Работы были развернуты сразу по всей трассе, разбитой на семь строительных участков. С московских предприятий и строек на возведение газопровода были отправлены сварщики, слесари, монтажники. Предстояло на протяжении около 800 километров магистрали проложить трубы диаметром 325-350 мм, впервые в отечественной практике построить 6 компрессорных станций, повышающих давление газа и поддерживающих его на уровне 5,5 МПа. Трубопровод становился второй в мире после американской «Теннесси» магистралью дальнего газоснабжения. Пуск его в эксплуатацию – первой страницей в истории «большого газа» в России.

Изыскатели не только выбирали лучшую трассу для газопровода, но и площадки под строительство компрессорных станций, будущих поселков, искали источники водоснабжения. Круглосуточная работа велась в любую погоду. Люди, инструменты, оборудование прибывали из Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской областей, через которые пролегал маршрут газопровода.

Сухие цифры рисуют масштабную картину строительства.

Маршрут газопровода пересекал 80 рек и ручьев, 85 оврагов, 22 населенных пункта, 16 железных и 12 шоссейных дорог, 14 километров болот, 43 километра пойм рек, 68 участков, заросших лесом. Строители построили 487 переходов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки и каналы, железные дороги.

На газопроводе было уложено 50 тысяч тонн труб, сварено тройным швом 100 тысяч стыков труб, выполнено 7,5 миллионов кубометров земляных работ.

3,5 миллиона кубических метров грунта при рытье траншеи газопровода «Саратов – Москва» было вырыто преимущественно вручную. На эти работы привлекались так называемые «трудовые армии», а также местные жители, проживавшие в 7-километровой полосе по обе стороны от магистрали.

Норма выработки на одного взрослого – а таковыми считались мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет – была определена в 5 погонных метров при глубине 2,20 метра. Работа велась круглосуточно – при свете костров, факелов, автомобильных фар.

Сражение за газ

комсомольская бригада М. Лушкиной из колхоза им. Сталина на строительстве газопровода «Саратов-Москва». 1945 г.

В то время в мировой практике было принято укладывать газовые трубы на глубину более двух метров. Так первоначально делалось и на трассе Саратов-Москва. Но впоследствии с целью уменьшения объемов земляных работ решено было проверить возможность укладки труб на меньшую глубину. Проведенные испытания подтвердили правильность данного предложения: газопровод выдержал все испытания, и с тех пор газопроводы укладываются на малой глубине. Но не только это апробировалось на первой магистральной стройке страны. Поточно-скоростной метод ведения линейных работ, сварка встык тонкостенных труб высокого давления – все применялось впервые. Строительство стало опытным полигоном, на котором в неимоверно трудных условиях отрабатывались новые технологии и методы.

Вся страна помогала стройке. На Челябинском трубопрокатном заводе изготавливали трубы повышенной прочности для сооружения переходов через реки, специально для этого была освоена новая марка стали. Машиностроительные заводы, несмотря на загруженность, оперативно изготавливали для газовиков различные механизмы и оборудование. 50 тысяч тонн различных грузов было доставлено на строительство газопровода. Газоперекачивающие агрегаты «Купер Бессемер», трубы, сварочное оборудование закупалось в США. Там же проходили обучение будущие специалисты.

Численность работающих на этой исторической стройке на 1 января 1945 года составляла 75 тысяч человек. Газовая магистраль пересекла территорию пяти областей России – Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской. 5 января 1946 года газ был пущен в магистраль. В мае он самотеком пересек границу Московской области. 10 июля саратовский газ был пущен в Московскую городскую энергосистему. С 11 июля газ поступил на столичные заводы, электростанции, в дома москвичей, заменив ежегодную доставку в Москву свыше 1 миллиона кубометров дров, 650 тонн угля, около 150 тысяч тонн керосина и более 100 тысяч мазута. Первенец советской газовой промышленности – газопровод «Саратов-Москва» начал работу.

автор: Наталья Дегтярева

источник: www.stoletie.ru

AesliB