15 июля командующий Тихменев объявил, что на референдуме победило предложение идти за Севастополь, отбросив голоса воздержавшихся (требовали выжидать или сражаться). Большая часть офицеров его поддержала, меньшая, во главе с командиром эсминца «Керчь» старшим лейтенантом Владимиром Кукелем (внук адмирала Геннадия Ивановича Невельского), посчитала сдачу кораблей германцам высшим позором, и продолжала агитировать за затопление. Результаты голосования они оценивали как «большинство против сдачи». Тихменев приказал начать подготовку к отплытию. Команды некоторых миноносцев, в частности Ушаковского дивизиона, проигнорировали приказ, другие начали готовиться, но выражали сомнение в этом решении. Многие матросы, противники перехода в Севастополь, ночью покинули корабли. Утром 16 июня было приказано развести пары, чего не выполняли многие эсминцы. Узнавшие о решении идти в Севастополь горожане заполонили порт и молы, призывая команды остаться. 17 июня, выполняя приказ командующего следовать в Крым, шесть эсминцев и линкор «Воля» начали выходить на внешний рейд. Отказались уходить девять эсминцев. Остался и линкор «Свободная Россия», не сумевший развести пары. Когда все ушедшие корабли стали на якоря на внешнем рейде, вслед им на эсминце «Керчь» был поднят сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России».
Представители советского правительства Глебов-Авилов и Вахрамеев прибыли на «Волю», но не смогли убедить Тихменева затопить корабли. Тот назначил уход на 10 вечера, пытаясь увести также «Свободную Россию». Но попытки заменить её машинную команду офицерами и гражданскими мастерами потерпела неудачу. Ночью соединение Тихменева — «Воля», миноносцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Живой», «Жаркий» на буксире у вспомогательного крейсера «Троян» и плавучая база быстроходных катеров «Креста» — ушло в Севастополь.
Линейный корабль «Воля» уходит из Новороссийска в Севастополь. На первом плане — эскадренный миноносец «Керчь»
К утру 18 июня на «Керчи» оставалась полная команда (около 130 человек), при всеобщем разброде и шатании старшему лейтенанту Кукелю удалось сохранить большую часть команды своего корабля. На «Лейтенанте Шестакове» были собраны до полусотни моряков с разных судов, на остальных миноносцах — менее 10 человек на каждом. Было решено использовать «Лейтенанта Шестакова» как буксир, а «Керчь» — как торпедоносец. Эсминец «Лейтенант Шестаков» начал выводить на буксире корабли к месту затопления. «Керчь» торпедой потопила «Фидониси», после чего все остальные суда были потоплены открытием кингстонов и подрывом ключевых механизмов. С сигналом на мачте «Погибаю, но не сдаюсь» они один за другим скрывались под водой.
Настала очередь линкора «Свободная Россия». С пяти кабельтовых эсминец «Керчь» выпустил по кораблю две торпеды: одна взорвалась под ним, другая прошла мимо. Линкор держался на плаву, лишь столб черного дыма поднялся над боевой рубкой. Третья торпеда хотя и угодила в корму корабля, тот не получил в результате значительных повреждений, крен и дифферент отсутствовали. И после взрыва четвертой торпеды в районе кормовой башни главного калибра (305-мм орудия) линкор по-прежнему не тонул. Пятая торпеда, нацеленная на центр корабля, внезапно повернула обратно. И только шестой снаряд завершил дело. 19 июня и «Керчь» была затоплена у Кадошского маяка близ Туапсе. Его последняя радиограмма: «Всем, всем. Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии — эскадренный миноносец «Керчь». После потопления эсминца Кукель добрался до Астрахани, где вступил в ряды Каспийской флотилии.
Ушедший в Севастополь флот был передан немцам. 19 июня «Воля» и другие корабли пришли в Севастополь. По требованию немцев корабли были поставлены в Стрелецкой бухте Севастополя. Экипажи отправили на берег, корабли частично разоружили. К началу июля на некоторых кораблях подняли германские флаги. В первую очередь немцы захватили плавмастерскую «Кронштадт», водоизмещением 16400 тонн. Фактически это был целый плавучий завод. Впоследствии Врангель продаст его французам, и он под названием «Вулкан» будет служить во французском флоте. Крейсер «Память Меркурия» германцы обратят в казарму. В боевой состав немцы введут эсминец R-10 (бывший «Зоркий»), подводную лодку, затем эсминцы «Счастливый» и «Капитан Сакен».
После поражения Германии в Первой мировой войне, корабли перешли под контроль Антанты. Те передали их Белой армии, и многие корабли вернулись в Новороссийск, а позже стали частью Русской эскадры под началом контр-адмирала М. Кедрова. В Белое движение вступили Тихменев и Саблин. Линкор «Воля» возглавил Белый Черноморский флот, был переименован в «Генерала Алексеева». После поражения белых, порты Крыма покинул целый белый флот: один дредноут — «Генерал Алексеев» (бывший «Император Александр III»), один старый броненосец, два крейсера, десять эсминцев, четыре подводные лодки, двенадцать тральщиков, 119 транспортов и вспомогательных судов. Франция определила местом базирования врангелевского флота базу Бизерта в Тунисе. До Бизерты добралось всего 33 вымпела. А остальные суда белые попросту продали. Немного позже продали и половину судов, пришедших в Бизерту. Продажа остатков флота затянулась до 1922 года. Из-за огромных потерь, нанесенных германскими подводными лодками торговым флотам союзников, спрос на транспортные суда был крайне высок. Русские транпорты, пассажирские пароходы «Доброфлота» и РОПиТа (Русское общество пароходства и торговли), ледоколы, суда-мастерские, буксиры шли буквально на ура. Боевые корабли не пользовались спросом – война завершилась и на всех боевых флотах шла демобилизация, сокращения. Однако орудия и боеприпасы распродали все до последнего ствола и снаряда.
В Советском Союзе помнили о подвиге черноморских моряков, поступивших вопреки предателям-командирам. В 1980 году на 12-м километре Сухумского шоссе Новороссийска был открыт Памятник морякам революции «Погибаю, но не сдаюсь!» скульптора Цигаля и архитекторов Белопольского, Кананина и Хавина. На дальней от моря стороне дороги возвышается 12-метровый гранитный монумент коленопреклонённого матроса. На стороне моря находятся куб с благодарственным текстом и сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» внутри, а также указатели кораблей с направлением и расстоянием до мест их затопления с точностью до сотой доли мили.
Памятник морякам революции «Погибаю, но не сдаюсь»
автор: Самсонов Александр
источник: topwar.ru