Первый полет штурмовика Ил-10

Новая разработка отечественных авиаконструкторов представляла собой серьезно модернизированную версию самолета Ил-2, который был хорошо известен в войсках. Главной отличительной чертой этого «предшественника» Ил-10 был бронированный корпус, который закрывал пилота и защищал самые важные детали — мотор, топливную и масляную системы. За наличие серьезной бронезащиты наши конструкторы называли Ил-2 «Летающий танк». А солдаты вермахта именовали его «Чума» (или «Черная смерть») из-за опасности, которую этот штурмовик представлял для врагов на поле боя. Ил-2 был самым массовым советским самолетом во время Великой Отечественной войны. Всего с 1941 по 1945 годы отечественная промышленность выпустила более 36 тысяч таких самолетов. Однако к 1943 году стала очевидна необходимость изготовления и приема на вооружение штурмовика с лучшими летными характеристиками и более мощным вооружением.

В отчетах об опыте использования Ил-2 в сражении на Курской дуге (5 июля — 23 августа 1943 года) указывалось, что в некоторых частях абсолютное большинство всех сбитых Ил-2 приходилось на потери от наземного огня. Особенно губительной для Ил-2 была стрельба ПВО противника, в первую очередь малокалиберной зенитной артиллерии и крупнокалиберных зенитных пулеметов, которые могли поражать воздушные цели на высоте, на которой летал Ил-2. Так как немецкие зенитные орудия наводились легко и быстро, а огонь корректировался по трассам снарядов, то самолеты могли защитить себя, только резко меняя высоту, направление движения и скорость. А Ил-2 был уязвим, потому что не отличался выдающейся маневренностью.

Необходимо было усилить и вооружение штурмовиков: авиационные пушки Ил-2 не наносили большого урона средним и тяжелым танкам, самоходным артиллерийским установкам, которые составляли основу бронетехники гитлеровской армии. Недостаточной была и бомбовая нагрузка с предельным весом всего в 400 кг.

Учитывая опыт фронтового применения Ил-2, Государственный комитет обороны в мае 1943 года принял решение о создании одноместного бронированного истребителя Ил-1. Но конструктор — Сергей Владимирович Ильюшин считал, что необходим самолет с возможностью его использования как скоростного и хорошо управляемого бронированного штурмовика. Новому самолету дали имя Ил-10. Он обладал меньшими размерами, получил значительно лучшие аэродинамические характеристики, более мощный мотор и превосходил своего предшественника Ил-2 по скорости и маневренности. Если максимальная скорость Ил-2 у земли составляла 403 км/ч, а на высоте — 414 км/ч, то для Ил-10 эти показатели составляли, соответственно, 507 и 551 км/ч. До 800 километров (с 685 км) была увеличена дальность полета. Усилили и броневую защиту. Таким образом, практически по всем показателям Ил-10 был лучшим штурмовиком.

Первый полет штурмовика Ил-10

На Ил-10 устанавливали четыре авиапушки, сначала калибром 20 мм, затем — 23 мм. На крыльях размещались восемь реактивных снарядов. В бомболюке и на внешней подвеске самолет мог нести разнокалиберные бомбы общим весом до 600 кг.

Во время одного из этапов испытаний летчики провели показательный воздушный бой с отечественным истребителем Ла-5ФН, который превосходил многие самолеты Люфтваффе. В результате бой закончился «с равным счетом», и было доказано, что особенно на небольших высотах Ил-10 мог успешно сражаться с вражескими истребителями.

К 1 мая 1945 года в авиачасти было передано 630 штурмовиков Ил-10, но в боевых действиях успели принять участие самолеты только трех авиационных полков. Первый боевой вылет Ил-10 совершили 15 апреля 1945 года, нанеся удары по войскам и технике противника на территории Чехии. Вскоре война в Европе завершилась, и Ил-10 получили «работу» на Дальнем Востоке, в войне с Японией. 36 самолетов действовали в составе авиации Тихоокеанского флота. В первый же день войны, 9 августа, Ил-10 атаковали японские военные корабли и транспорты. Затем штурмовики выполняли важные задачи по разрушению железнодорожных коммуникаций японской армии в Северной Корее.

После войны во всех частях ВВС Ил-2 был заменен на Ил-10, который к началу 1950-х годов стал основным типом штурмовика в советской военной авиации. Активно применялся Ил-10 во время Корейской войны (армия Северной Кореи имела немногим менее ста этих самолетов).

Всего в Советском Союзе было выпущено около 5000 штурмовиков Ил-10 в различных модификациях, к которым относились Ил-10У (учебный), Ил-10М (штурмовик-бомбардировщик с удлиненным фюзеляжем). Ил-10 поставляли для ВВС Польши, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Румынии, Китая и Северной Кореи. В 1951–1955 годах самолет производился по лицензии в Чехословакии, откуда его экспортировали в некоторые страны Варшавского договора.

Ил-10, который долгое время служил воздушным «щитом и мечом» нашей страны, был снят с вооружения во второй половине 1950-х годов, с развитием реактивной авиации.

автор: Павел Коротич

источник: rusplt.ru

AesliB