Они видели восход Солнца на Луне

18 ноября 1970 года в мировой печати появилось сенсационное сообщение ТАСС о советском самоходном аппарате, передвигающемся по Луне с помощью восьмиколёсного шасси. При этом уточнялось, что «управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности». О некоторых малоизвестных моментах уникального эксперимента рассказал один из первых водителей лунохода кандидат военных наук полковник в отставке Вячеслав Довгань.

– Это сейчас всё, что связано с «Луноходом», рассекречено, – говорит Вячеслав Георгиевич, – а тогда нас называли просто «молодыми, подтянутыми ребятами в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек: рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами «СССР». И мы действительно были молоды…

Они видели восход Солнца на Луне

Вячеслав ДОВГАНЬ, 1970 год, п. Школьное под Симферополем

Как известно, «Луноход-1» работал с 7 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года, «Луноход-2» – с 16 января по 9 мая 1973-го. Имена же управлявших ими «молодых, подтянутых ребят в синих элегантных костюмах спортивного покроя» были назвны лишь через 22 года после эксперимента. А уже в наше время во многом благодаря активности Вячеслава Довганя его товарищи по экипажу получили российский орден Почёта.

Рассказывая о деталях своей лунной Одиссеи, Вячеслав Георгиевич вспоминает, что «Луноходом» управляли из центра под Симферополем на расстоянии свыше 400 тысяч километров. А началось всё с того, что в апреле 1968 года главный конструктор аппарата Георгий Николаевич Бабакин прибыл к начальнику центра командно-измерительного комплекса (КИК) Министерства обороны СССР генерал-майору Ивану Ивановичу Спице с предложением по формированию группы операторов для управления с Земли необычным транспортным средством. Предложение получило одобрение, и вскоре в Институт медико-биологических проблем для обследования прибыли 32 офицера, отобранных из многочисленных добровольцев.

Рабочая группа «лунников» была сформирована из 13 (по некоторым данным, из 14) человек. В число первопроходцев вошли: командиры экипажей Николай Еременко и Игорь Федоров, водители Габдулхай Латыпов, Вячеслав Довгань и Василий Чубукин, операторы остронаправленной антенны Валерий Сапранов и Николай Козлитин, штурманы экипажей Константин Давидовский и Викентий Самаль, бортинженеры Леонид Мосензов и Альберт Кожевников. Возглавил группу майор Алексей Чвиков. Научным руководителем программы был назначен Борис Викторович Непоклонов, единственный гражданский человек в этом составе. Формально группа делилась на два экипажа, но постоянными в них были лишь командир и водитель, все остальные работали попеременно, дополняя друг друга.

Почему выбор пал именно на них, молодых офицеров, служивших тогда в ракетных и космических частях РВСН (эксперимент носил сугубо научный характер)? Главный конструктор, как свидетельствует инженер Михаил Борисов, аргументировал это по-своему, с принципиальных позиций. Управлять «Луноходом» было достаточно престижно, чтобы не отдавать его на сторону. И в самом конструкторском бюро, конечно, нашлись бы желающие. Однако, как показали тесты, даже люди с прочными профессиональными навыками управления автомобилем терялись, не имея перед собой привычных ориентиров. Поэтому было решено привлечь офицеров-специалистов. Ну а то обстоятельство, что все они были военнослужащими, на целые десятилетия обрекло их на безымянность.

– О нашем участии в лунной программе не знали даже жёны, уверенные в том, что мужья находятся просто в длительной командировке, – продолжает рассказ Вячеслав Довгань. – Для тренировки в посёлке Школьное под Симферополем создали полигон – лунодром размером 70х120 м с рельефом, идентичным лунному: с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины… К тому времени лунная поверхность уже была более или менее изучена по фотопанорамам космических аппаратов «Луна-9» и «Луна-13» и исследованиям прочности грунта КА «Луна-13». Как мы потом убедились, рельеф нашего лунодрома почти ничем не отличался от лунного.

Они видели восход Солнца на Луне

Экипаж «Лунохода» с лётчиком-космонавтом Валерием БЫКОВСКИМ (четвёртый справа).

…Итак, 10 ноября 1970 года космический аппарат «Луна-17» отправился в сторону Селены. Штурманская группа экипажа блестяще справилась с задачей, и 17 ноября в 6 ч. 46 мин. 50 сек. посадочная платформа совершила мягкую посадку в районе Моря Дождей.

Командир экипажа Николай Михайлович Еременко рассказывал мне потом о первом сеансе связи с «Луноходом».

Когда «Луна-17» благополучно села, к нам подошёл Бабакин и спросил:

– Братцы, вы готовы?

– Так точно! – сдерживая волнение, отрапортовал я.

– Тогда «по коням»!..

Так началась первая в истории космонавтики необычная вахта. Осторожно, словно на ощупь, «Луноход-1» спустился по трапам на поверхность Луны и начал отпечатывать на ней свою первую колею, удалившись от посадочного устройства на 20 метров.

– Несмотря на то что реальному управлению предшествовали длительные тренировки, всё же, взявшись за штурвал, водитель испытывал большие нагрузки, как эмоциональные, так и моральные, – признаётся Вячеслав Довгань.

В течение одиннадцати лунных дней – а каждый длится 14,5 земных суток – «Луноход-1» выполнял запланированную программу. Сеансы с Землёй проводились 157 раз. Лаборатория прошла по поверхности Луны 10 540 метров. Телефотометры передали на Землю 211 лунных панорам, телекамеры – 25 тысяч фотографий. В 537 точках определялись физико-химические свойства грунта Луны, а в 25 местах был проведён его химический анализ.
Накопленный опыт пригодился экипажу и позднее. В соответствии с программой исследования Луны и планет Солнечной системы 16 января 1973 года в 1 ч. 35 мин. московского времени уже другой космический аппарат – «Луна-21» совершил посадку внутри древнего 55-километрового кратера, носящего имя французского астронома ХVIII века Лемонье, в район восточной окраины Моря Ясности и доставил туда передвижную лабораторию «Луноход-2». К сожалению, во время полёта к Луне вышел из строя датчик местной вертикали, и аппарат оказался без навигационной системы. Четыре месяца (!) экипаж водил его без показаний значения углов и дифферента на приборах, ориентируясь только по горизонту Луны и доверяясь исключительно интуиции.

Офицеры с честью справились с непредвиденными трудностями, особенно часто возникавшими при движении «Лунохода» по сыпучим грунтам и крутым склонам с россыпями камней на рекордно длинной трассе в 37 километров. За четыре месяца с «Луноходом-2» было проведено 60 сеансов радиосвязи. С помощью телевизионной аппаратуры, установленной на его борту, на Землю были переданы 86 панорам и свыше 80 тысяч телевизионных снимков лунной поверхности.

Опыт «сидячих космонавтов», как называл членов экипажей главный конструктор «Лунохода» Георгий Бабакин, не пропал даром. В наше время есть конкретные планы исследований Луны и Марса как в нашей стране, так и у американцев и китайцев. В этих программах большая роль отводится непилотируемым аппаратам – орбитальным, спусковым, возвращаемым. «Луноходы» и «марсоходы» проведут всесторонние исследования «своих» планет, картографирование их поверхности, доставят на Землю образцы марсианского грунта. И не случайно, надо думать, среди участников проходившей не так давно встречи министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу с ветеранами ракетно-космической отрасли были командир второго расчёта «Лунохода» Игорь Фёдоров и один из первых в мире водителей этой диковинной техники Вячеслав Довгань.

…Космические специалисты не зря утверждают, что единственными из землян, видевшими восход Солнца на Луне, были наши соотечественники, водившие по Селене автоматический аппарат в семидесятые годы прошлого столетия. Высадка неуклюжего, похожего на карету Золушки «Лунохода-1» в районе Моря Дождей 17 ноября 1970 года стала настолько ошеломляющим событием, что его впоследствии не затмили даже полёты американских астронавтов на Луну. Им из-за непродолжительности работы восход Солнца увидеть не было суждено.

автор: Александр ДОЛИНИН

источник: www.redstar.ru

AesliB