Бой прекратился, когда будущий Герой Советского Союза Николай Григорьевич Сурнев (по другой версии, подвиг принадлежит асу-истребителю Александру Ивановичу Колдунову) сумел подобраться к ведущему американскому самолету. Сурнев (или же Колдунов) жестами объяснил, что, мол, своих атакуете! После этого звездно-полосатые самолеты взяли курс на юг. Советские пилоты некоторое время их сопровождали, но затем повернули обратно.
Но на этом бой, как можно было подумать, не завершился. Вскоре произошла повторная атака. Еще четыре десятка «Лайтнингов» появились из-за горного хребта. Советские летчики не растерялись. Они мгновенно подлетели к американцам и продемонстрировали красные звезды. На этом звездно-полосатая провокация и завершилась.
«Досадный инцидент»
Вскоре о случившемся узнало командование ВВС США. Ему пришлось приносить советской стороне извинения. Звездно-полосатые представители назвали трагедию «досадным инцидентом», списав все на грубую ошибку своих летчиков. Мол, они намеревались атаковать немецкую колонну, которая направлялась из Греции в Триест. Тот факт, что от Ниш и Грецию разделяло порядка четырехсот километров, их особо не смутил. Зато советское руководство крепко задумалось о правдивости американских заявлений. И если с первой атакой еще можно было ошибиться (если, конечно, сильно постараться), то как быть со второй? Американских пилотов первым делом должны были предупредить о том, что в районе Ниша находятся войска союзников. В общем, легенда пахла липой. Поэтому расследование СССР не прекратил.
Комиссия семнадцатой воздушной армии сумела установить, что американские летчики получили приказ атаковать немецкие войска, движущиеся по дороге Скопье-Приштина. Но схема дорог того района оказалась сильно схожей со схемой территории близ Ниша, поэтому пилоты и ошиблись. Что касается расстояния, она меньше – между Нишем и Скопье порядка ста пятидесяти километров. Но все равно не такое уж близкое. По факту, советской стороне было понятно, что американские «друзья» решили проверить и СССР, и всю антигитлеровскую коалицию, что называется, на прочность. Отвечать на провокацию советское руководство не решилось. Поэтому своих пилотов наградили, а инцидент решили не афишировать.
К воспоминаниям Смирнова, конечно, нельзя относиться с полной серьезностью. Все-таки Борис Александрович в некоторых местах допускал неточности (специально или нет, неизвестно). Но все равно, в мемуарах много интересного. Вот как он описал осмотр сбитого американского самолета: « Понятно, была комиссия по расследованию, мы с Колошиным тщательно осмотрели место падения одного из «лайтнингов». Выставили часовых. Обломки американского самолета лежали разбросанными от сильного удара на большом расстоянии. Я поднял тот предмет, который искал, – катушку с намотанной картой. Она была отпечатана на шелке и хорошо читалась. Красная черта, нанесенная на карту, обозначала маршрут полета. Он начинался от города Бари и заканчивался в нашей Полтаве, где американские самолеты получали обслуживание для обратного полета. Мы обратили внимание на то, что два югославских города, Приштина и Ниш, были отмечены на карте особо. Обычно так делается летчиками, отмечающими цель. Приштина была занята гитлеровцами, освобожденный город Ниш лежал строго по линии маршрута на северо-востоке, в восьмидесяти четырех километрах от Приштины. Колошин в прошлом был отличным штурманом. Глядя на меня, он только с удивлением развел руками…»
Официального извинения со стороны США пришлось ждать до четырнадцатого декабря 1944 года. Тогда американский посол Аверелл Гарриман во время приема в Кремле подошел к Иосифу Виссарионовичу и с трагическим видом произнес: «Хотел бы выразить сожаление президента и генерала Маршалла по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах. Имеется в виду налет американских самолетов на колонну советских войск. В целях избежание подобных инцидентов в будущем командующий авиацией союзников в Средиземном море генерал Эйкер хотел бы направить в штаб передовых советских войск на Балканах группу офицеров связи для координирования действий советских войск и союзных военно-воздушных сил». На что Сталин ответил: «не уверен, имеется ли необходимость в посылке группы, поскольку теперь установлена линия разграничения действий авиации союзников, и ему необходимо переговорить с военными».
Сталин прекрасно понимал, что борьба за сферы влияния после неотвратимой победы над Германией уже началась. Поэтому ему точно не нужны были заморские «друзья» в штабах.
Что касается погибших в том инциденте. Здесь нет единого мнения. Так, американцы, утверждают, что сбили четыре советских самолета и потеряли два своих. Точнее, трех. Два были сбиты именно советскими летчиками (американские пилоты погибли), а один был поражен зенитным огнем (пилот выжил). Также американцы отмечали, что их ошибка стоила жизней тридцати одного – тридцати семи человек.
У советской стороны были, конечно, свои цифры. Так, погибли два пилота, было потеряно три самолета. А сбить удалось пять американских крылатых машин. Три из них точно упали и разбились, а оставшиеся – «задымились и ушли со снижением». При авианалете «друзей» в общей сложности погибло тридцать четыре человека.
Инженер аэродрома Драгослав Димич после войны вспоминал об инциденте над Нишем. Он говорил, что советскую автоколонну атаковали около тридцати самолетов, среди которых были и бомбардировщики B-25 Mitchell. В ответ на агрессию в небо поднялись девять советских Як-3, но один из них был моментально сбит.
Был и еще один очевидец авианалета – югославский военный Йоко Дрецун. По его сведениям, советские пилоты сбили семь американских самолетов. Также он насчитал четырнадцать погибших летчиков ВВС США. Что же касается потерь советской стороны, Дрецун упоминал о некой молодой девушке из Москвы. Ее, как и остальных погибших, похоронили возле аэродрома в день трагедии.
* * *
Инцидент в небе над Нишем был исчерпан. Стороны сделали соответствующие выводы. Но военные столкновения союзников все равно происходили. И, конечно, совершенно «случайно». Например, «по ошибке» произошло столкновение советских и американских солдат уже в мае 1945 года на Эльбе. Тогда тоже не обошлось без потерь, причем с обеих сторон. Но до серьезного противостояния дело не дошло. Потом была капитуляция Германии, знаменитая речь Уинстона Черчилля в Фултоне (пятое марта 1946 года). Мир вступал в новый виток противостояния. И всем известно, во что оно вылилось…
Кстати, десятого мая 2015 года в Нише (сейчас он относится к Сербии) был открыт памятник, посвященный советским пилотам и солдатам, погибшим в ноябре 1944 года.
автор: Павел Жуков
источник: topwar.ru