Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»

Проиграв в 1905 году русско-японскую войну, Россия столкнулась с проблемой восстановления флота. Массовые потери в боевых кораблях под Порт-Артуром и Цусимой надо было чем-то компенсировать… К тому же...

Проиграв в 1905 году русско-японскую войну, Россия столкнулась с проблемой восстановления флота. Массовые потери в боевых кораблях под Порт-Артуром и Цусимой надо было чем-то компенсировать… К тому же после 1906 года во всем мире сменилась сама концепция развития военных флотов: в океан вышли первые дредноуты. Сначала англичане, затем немцы, французы, американцы обзавелись «сверхлинкорами» — огромными, быстроходными монстрами, вооруженными по принципу all big guns — «все пушки — крупные». В присутствии дредноута теряют свое боевое значение и корабли всех прочих прежде существовавших классов, поскольку от всесокрушающего залпа дальнобойной артиллерии калибром от 280 до 380 миллиметров не защитишься броней старого образца, не увернешься при стандартных для начала ХХ века скоростно-маневренных характеристиках…

Новые линкоры изменили представление флотоводцев о войне на море и подтолкнули технический прогресс в области кораблестроения всех ведущих мировых держав. В России тоже завелись дредноуты. И встал вопрос о том, что линейному флоту новой концепции нужны новые крейсера-разведчики.


Русский дредноут «Александр III»

Классический бронепалубный крейсер времен русско-японской войны, разведчик, диверсант и рейдер, развивал ход в 20-24 узла, стрелял из артиллерии калибром 6 или 8 дюймов, был способен догнать практически любой транспортный пароход для ареста и призования, без жалости давил миноносцы плотным огнем скорострельной артиллерии, а при встрече с броненосцем или более крупным броненосным крейсером, попросту покидал поле боя, стараясь не угодить под обстрел. Старинный принцип «бей слабого, сражайся с равным, отступай пред сильным» был частью стандартной боевой инструкции… С появлением дредноутов функции легких эскадренных крейсеров остались примерно теми же: разведка, диверсии, сторожевая служба, призование транспортов на морских коммуникациях. Но выполнять их стало куда как труднее. Новое время требовало новых крейсерских проектов.


Участник русско-японской войны крейсер «Богатырь»

И такой проект был создан. При составлении задания на проектирование новых крейсеров Главный штаб Адмиралтейства предложил в качестве прототипа хорошо зарекомендовавший себя в боях под Артуром крейсер II ранга «Новик» — с условием установки перспективных паротурбинных ходовых систем и увеличения скорости до 28 узлов. В этом случае дредноуты, за исключением линейных крейсеров, были бы новому кораблю не конкурентами по скорости…


Герой Порт-Артура — крейсер «Новик»

Спецификации нового корабля были к осени 1912 года разосланы по правлениям отечественных морских заводов и представительствам иностранных фирм — с приглашением на участие в конкурсе проектов. Причем, участие в конкурсе не вознаграждалось — вот еще, казну тратить! — а штаб склонялся к тому, чтобы иностранные заводы из участия в постройке как-нибудь исключить. Поэтому фактическое участие в конкурсе приняли Балтийский, Адмиралтейский и Путиловский заводы, общество Николаевских заводов и верфей, Русское судостроительное общество в Николаеве и Русское общество по изготовлению снарядов и боеприпасов в Ревеле. В итоге среди победителей оказались инженеры-адмиралтейцы и глава проектного департамента Ревельского завода. Им и было поручено разработать окончательный проект легкого крейсера и предоставить его на утверждение Морскому министерству. То, что у них получилось, выглядело весьма интересно:

Корпуса будущих крейсеров должны были строиться из симменс-мартеновской стали методом клепания и набирались по бракетной системе набора, с вертикальным килем и весьма острыми обводами в оконечностях. Две палубы, две платформы в оконечностях — носовая и кормовая, вместительный трюм, тройное водонепроницаемое дно обеспечивали конструкции корпуса выносливость и прочность. Вертикальный внутренний киль простирался по всей длине корабля и на всём его протяжении имел водонепроницаемую конструкцию. Набор включал 129 составных шпангоутов, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Двойное дно простиралось на протяжении всего корпуса корабля и включало боковые стрингера с каждого борта. Третье дно располагалось в зоне котломашинной группы обеспечивая и жесткость связей и дополнительную водонепроницаемость. Для снижения качки вдоль корпуса корабля устанавливались скуловые кили из стальных листов толщиной 9-мм, имелись и активные противокреновые цистерны Фрама. Клепанная наружная обшивка выполнялась из стальных листов. Форма форштевня была особой — чуть скошенной, отдаленно напоминающей носы ледоколов. Конечно, с плотным льдом крейсер не справился бы, но раздвигать битый лед таким носом вполне можно.

Живучесть корабля обеспечивалась разделением корпуса на герметичные отсеки. 22 прочные переборки пересекали корпус поперек, а в зоне двойного и тройного дна шли продольные. Главные поперечные переборки доходили до верхней палубы, а две в носовой части — до палубы полубака. Верхняя палуба и полубак имели классический деревянный настил из сосновых досок толщиной 45-мм. Нижняя палуба покрывалась линолеумом. От первой дымовой трубы до форштевня тянулась дополнительная палуба — «подвесная», отстоявшая по высоте от главной палубы на 2,3 м. Таким образом, объем полубака делился на два неравных по высоте уровня, который занимали кубрики команды.

Изящный двухмачтовый силуэт с растянутой меж стеньг антенной радиостанции, двухконтурная броневая защита с главным поясом толщиной в 75 миллиметров, с бронированными кожухами труб выглядел вполне современно для дредноутской эпохи. А если учесть, что 130-миллиметровых пушек главного калибра планировалось установить на крейсерах по 15 штук, корабли должны были представлять собой весьма грозную боевую силу. Особенно — с учетом двух торпедных аппаратов с боезапасом по три торпеды на ствол. Для диверсионной работы на морских путях неприятеля проект предусматривал на борту сотню мин заграждения и рельсовое спусковое устройство для них. Однако несколько архаичное расположение орудий главного калибра в палубных установках и бортовых казематах исключало часть пушек из бортового залпа. Зато позволяло обойтись без громоздких и тяжких броневых башен на палубе. Пожалуй, недостатком проекта можно считать избыточную остроту обводов в оконечностях. Из-за нее, несмотря на внушительных размеров полубак, крейсер в штормовую погоду мог зарываться носом в волну и не стрелял из двух первых пар казематных 130-мм орудий.

Но, пожалуй, самое интересное в конструкции будущего корабля на вид вообще заметно не было. Впервые в российском флоте корабли первого ранга должны были получить в качестве ходовых систем турбины.

Главная энергетическая установка крейсеров — механическая, четырёхвальная с четырьмя паровыми турбинами и 13 котлами, расположенными в четырёх машинных и семи котельных отделениях. Машины передавали вращение на четыре бронзовых трёхлопастных винта. Крейсера проектов Ревельского и Путиловского заводов имели некоторые различия по устройству ходовых систем: «Светлана» и «Адмирал Грейг» были установлены паровые турбины системы «Кёртис—АЭГ—Вулкан» и котлы системы «Ярроу-Вулкан», а на «Адмирале Бутакове» и «Адмирале Спиридове» — турбины системы Парсонса. Водотрубные паровые котлы треугольного типа были размещены в семи котельных отделениях, в первом находился один котел в остальных — по два. Котельные отделения были объеденены в три группы по количеству труб. В носовую группу входили 1-е и 2-е отделения, в среднюю — с 3-го по 5-е и в кормовую — 6-е и 7-е. В двух кормовых отделениях стояли универсальные котлы, в остальных чисто нефтяные. Нормальный запас топлива составлял 500 т (370 т нефти и 130 т угля), полный — 1167 т.

Четыре бронзовых трехлопастных винта формы «тюльпан» диаметром 2820 мм имели шаг 2540 мм. Они имели привод непосредственно от валов турбин без промежуточного редуктора. Две носовые турбины работали на правый и левый внешние валы, а две кормовые турбины — на левый и правый средние валы. При частоте вращения 650 об/мин, по проекту крейсера смогли бы развить ход до 29,5 узла. Нормальный запас топлива обеспечивал шестнадцатичасовой пробег при скорости 29,5 узлов (470 морских миль) и суточный пробег при скорости 24 узла (575 морских миль).

Для Черного моря проект был несколько переработан: «южная версия» проекта была чуть крупнее водоизмещением, с изменениями в конструкции ходовых — вместо 13 котлов линейно устанавливалось 14, с. турбинами системы «Броуни-Бовери-Парсонс» общей мощностью в 55 000 л. с. при 450 оборотах в минуту. Современные специалисты-кораблестроители из-за этого выделяют «южан» в особый подтип.


Крейсер «Адмирал Нахимов», он же — «Червона Украина»

«Адмирал Нахимов», головной корабль южной серии, был заложен 13 октября 1913 года, в городе Николаеве, на заводе Русского судостроительного общества («Руссуд»). Сборка корпуса с ходовыми системами заняла два года: 19 октября 1915 года крейсер спустили на воду. Однако, в условиях войны строительство шло медленно, и 1 января 1918 года степень готовности корабля достигла 70%.

И тут к городу подошли германские войска. 17 марта Николаев был захвачен немцами. Конечно, в условиях оккупации ни о каких достроечных работах и речи идти не могло. Потом немцев вытеснили французские интервенты — и передали так и не достроенный крейсер белой армии. Деникинцы сражение за Николаев проиграли, и под натиском вооруженных сил новорожденной советской республики кинулись в отступление. Белые хотели было забрать «Нахимова» с собой в Турцию, но буксир то ли случайно, то ли намеренно посадил недостроенный крейсер на мель недалеко от Одессы.

Здесь «Нахимов» и встретил советскую власть… Решением Совнаркома корабль на буксире вернули в Николаев. И, как только исчезла военная угроза, приступили к достройке. По мнению начальника Морской академии, члена Морской подкомиссии по восстановлению военной промышленности М. А. Петрова, эти корабли ни в коей степени не утратили своей современности. Правда, имя кораблю решили сменить: пусть Нахимов хоть трижды герой, но все-таки царский адмирал… С 26 декабря 1922 года крейсер звался «Червона Украина».

В разоренной войной стране достроить боевой корабль — дело долгое. Хроническая нехватка топлива, материалов, квалифицированных рабочих рук сделали свое дело: если в 1918 году Деникин говорил, что привести крейсер в боеготовность будет стоить двух-трех месяцев, то по факту в достроечной акватории корабль провел… пять лет! Военно-морской флаг «Червона Украина» подняла только 21 марта 1927 года. И сразу же стала флагманом флота. Командиром корабля был назначен Н. Несвицкий.


«Червона Украина». На катапульте между трубами — самолет

После краткой учебной программы 12 сентября 1927 года под флагом командующего МСЧМ В. М. Орлова «Червона Украина» вышла из Севастополя. На траверзе Ялты крейсер попал в эпицентр Крымского землетрясения, но повреждений не получил. Вот как вспоминал об этом будущий адмирал, а в те годы — скромный артиллерийский офицер крейсера Николай Кузнецов:

«Не успели скрыться маяки южного берега Крыма, и Ялта еще находилась на траверзе крейсера, как нас сильно тряхнуло, корабль будто наскочил на камни или ударился о какой-то тяжелый предмет.

— Стоп машины! — скомандовал Несвицкий.

— Что случилось? — обратился к нему находившийся на мостике командующий флотом В. М. Орлов.

— Мель, наверное, зацепили…

— Да откуда тут мель?

Ответа никто не мог дать. Внешний и внутренний осмотр крейсера показал, что никаких повреждений нет, механизмы в полной исправности, нормально работают, только почему-то пропала связь с базой. При полной исправности радио! Вскоре пришло известие: в Крыму землетрясение. Эпицентр его находился как раз в районе, где находился наш крейсер».

13 сентября крейсер пришёл на рейд в Сочи, где на него прибыл начальник Морских Сил РККА Р. А. Муклевич, после чего крейсер направился обратно в Севастополь.


«Червона Украина» с эсминцами в гостях в итальянской Мессине

В 1928 году «Червона Украина» в сопровождении двух посетила Турцию. Ночью 3 июня на крейсере, стоявшем в Стамбуле, возник пожар нефти в кормовом котельном отделении, но был успешно потушен силами собственного экипажа. Причина возгорания осталась невыясненной.

24-25 июля 1929 году крейсер совершил поход из Севастополя в Сочи вдоль берегов Крыма и Кавказа. На борту находились И. В. Сталин, Г. К. Орджоникидзе и В. М. Орлов.

В конце 1933 года командиром крейсера стал Н. Г. Кузнецов, впоследствии — адмирал флота Советского Союза. «Червона Украина» стала претендовать на почетный вымпел лучшего корабля Морских Сил СССР. Главным соперником «Червоной Украины» был «Красный Кавказ» — оба крейсера по результатам подготовки могли в равной степени претендовать на звание отличника боевой и политической… Но при проходе бонового заграждения на заключительном этапе осенних манёвров «Червона Украина» намотала на винты стальную сеть. Застрять в сети, обозначенной вешками — какие уж тут наградные вымпела! Почётное звание досталось «Красному Кавказу».


Сталин и Орджоникидзе с моряками на палубе крейсера «Червона Украина»

В учениях и походах пролетело тревожное предвоенное время. Сорок первый год только что вышедший из профилактического ремонта крейсер встретил на своей рейдовой бочке в Северной бухте Севастополя. В это время произошла смена командования крейсером. Новым командиром был назначен капитан 1 ранга Николай Ефремович Басистый.


В тридцатые годы «Червона Украина» носила марки на трубах

Войну «Червона Украина» встретила на рейде Севастополя. Вместе с другими кораблями Черноморского флота крейсер отразил первый налет немецких бомбардировщиков ранним утром 22 июня. И почти сразу же получил первый боевой приказ — приступить к постановке минных заграждений на подходах к Севастополю.

Задание было выполнено. В сумерках «Червона Украина» возвращалась с минной постановки домой. Море было пустынно: только чумазый буксир пыхтел в отдалении, волоча на тросах громоздкий и неуклюжий плавучий кран. Согласно действовавшим в то время навигационным правилам, одиночка должен уступить очередь прохода на внутренний рейд города группе кораблей. В то же время, гражданские суда в боевой обстановке обязаны пропускать вперед боевые корабли. Обменявшись сигналами с буксиром, крейсер, еще по инерции живущий законами мирного времени, вежливо пропустил маленький караван впереди себя…

Это и спасло кораблю жизнь: через мгновение впереди по курсу вспух белый фонтан взметенной оглушительным взрывом воды, буксир отшвырнуло далеко в сторону, а крейсер чувствительно тряхнуло… Когда рассеялся дым, никакого плавкрана уже на поверхности не было. Как выяснилось впоследствии, немецкая подлодка замусорила входной фарватер донными магнитными минами, и если бы «Червона Украина» не пропустила вперед скромного портового трудягу, подорваться суждено было бы ей самой.


На кормовом мостике крейсера «Червона Украина»

Когда немцы подошли к Одессе и стало ясно, что городу долго не продержаться, возникла необходимость поддержать отступающие части Красной Армии артиллерийским огнем с моря. А потом — и эвакуировать обессилевших бойцов с сухопутных позиций. Корабли Черноморского флота буквально спасли остатки одесского гарнизона. В 12 часов дня 15 октября на «Червону Украину» перешел командный пункт Одесского оборонительного района. Ночью стали подходить части прикрытия. Бойцы шли со своими боевыми знаменами, перепоясанные пулеметными лентами, в окровавленных бинтах и прожженных ватниках. Они молча оглядывались с трапа на почерневший, разрушенный и все еще горевший город…


«Червона Украина» стреляет по береговым позициям врага из главного калибра

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...