Ленинградский трамвай: хроника незаметного подвига

Однако руководство города отдало приказ — попробовать сохранить подвижной состав до лучших времен. Там, где это было возможно, ленинградцы — усталые, уже изможденные голодом и войной, — откатили вагоны в депо вручную. Застрявшим ближе к середине маршрута трамваям повезло меньше: они остались на линиях до весны 1942 года, пока 7 марта не была проложена заново первая кабельная магистраль, не заработали снова восстановленные ТЭЦ.

Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей. А к 15 апреля 1942 года было восстановлено и движение на 5 пассажирских маршрутах.

Ленинградский трамвай: хроника незаметного подвига
Блокадный трамвай

15 апреля на отремонтированные рельсовые пути вышло 116 выживших в страшные зимы трамваев. Почти все они относились к типу «МС», который воспроизводился здесь же — в блокадном городе, на Кировском заводе.

Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму — темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.

В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя комсомолка-вагоновожатая Агаша Герасимова привела в парк поврежденный двухвагонный состав, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости прямым попаданием немецкого снаряда. Как это ни удивительно, пассажиры не пострадали: как только поблизости начали рваться снаряды, Агаша без остановок повела поезд к воротам наиболее близко расположенного к линии бомбоубежища и скомандовала: «Всем в укрытие!!!». А сама осталась у трамвая, чтобы отогнать его в безопасное место. Выжила чудом…

Ленинградский трамвай: хроника незаметного подвига
Трамвай, подстреленный вражеским снарядом

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу года число маршрутов увеличилось до 20.

Но и после этого кондукторы и вагоновожатые, а также их пассажиры ездили с ежедневным риском, так как немцы, несмотря на прорыв блокады Ленинграда, продолжали обстреливать город, Так, 30 июня 1942 года на Международном (ныне — Московском) проспекте снарядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, 4 убито.

17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пассажиров. 8 августа 1943 года на Невском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон — 23 пассажира погибло.

4 января 1944 года на углу Лесного проспекта и Нижегородской улицы снаряд попал в переполненный пассажирами трамвай. Убито 82 человека, более 90 пассажиров получили ранения.

Лишь после операции Январский гром Ленинград начал залечивать раны. Одновременно с грохотом салюта в честь снятия осады 27 января 1943 года над Невой плыл серебряный перелив трамвайных звонков: звонили все вагоновожатые на маршрутах центральной части города…

За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб. В ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая погибли или умерли от ран на рабочих местах при обстрелах, 211 — ранены или контужены. Количество умерших от голода историки уточняют по сей день. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб. Потери в подвижном составе: 1065 трамваев повреждены бомбами и артиллерией, 153 вагона полностью уничтожены. 13% путевых линий были выведены из строя. Однако ленинградское трамвайное хозяйство было в общем виде восстановлено уже к маю 1945 года — ко Дню Победы.

Ленинградский трамвай: хроника незаметного подвига
9 мая 1945 года

И в заключение еще один факт: к концу 1980-х годов трамвайная сеть города Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.

источник: polkrf.ru

AesliB