Есть в истории Великой Отечественной войны событие, которое, на первый взгляд, кажется незаметным и малозначительным. Это не освободительная операция, не взятие у врага крупного города, не форсирование судоходной речной артерии… Суть его заключена в факте: 15 апреля 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев.
В дореволюционную столицу России трамвай пришел позже, чем в Москву или в Киев: первую городскую линию в Петербурге пустили в 1907 году. При советской власти трамвайные линии активно развивались, и к 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. Звенящие вагоны бодро катили по рельсам 43 коротких и длинных маршрутов. Общая протяженность рельсового пути превышала 700 километров, а соединял этот путь все районы города и некоторые пригороды — Озерки, Лигово, Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую. На трамвае за срок меньше часа можно было добраться от Рыбацкой до центра города.
Довоенный трамвай с оркестром
В начале осени 1941 года немцы наступали на Ленинград. 8 сентября 1941 года они захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей. Город испытывал дефицит бензина, поэтому автобусы в блокаду быстро перевелись. А электричество пока еще было, и практически все перевозки пассажиров и грузов производились трамваями. В том числе — и сугубо военные перевозки.
На трамваях перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, на трамваях и эвакуировали в городские госпитали раненых, для чего несколько обычных пассажирских вагонов были переоборудованы: в салонах сняли деревянные пассажирские скамьи и подвесили в два яруса клети для вставки носилок с лежачими. Трамваями доставляли рабочих на заводы (раньше эта функция лежала на ведомственных автобусах). На ряде предприятий для этого даже «перешили» заводскую узкоколейку под «трамвайный шаг» и соединили ее дополнительными ветками с городскими линиями. Трамваями и подвозили хлеб к магазинам. А в прифронтовой зоне, на случай прорыва врага, трамваи даже некоторое время ходили по привычным пассажирским маршрутам в сопровождении танков.
Трамваи и танки
В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в депо устраивались детские сады. В депо устраивали даже… бомбоубежища для трамваев, обложив бетонными плитами и мешками с песком большие ремонтные ангары.
Работать вагоновожатым и сотрудникам депо приходилось по 18 часов в сутки. Многие маршруты из-за бомбежек перешли на ночной режим движения — несмотря на комендантский час, надо было возить рабочих на Кировский завод и в ночную смену. Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу — не было замены
Памятник петергофским трамваям
Еще в начале XX века в Петербурге была построена отдельная электростанция для трамваев, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то ТЭЦ начали работать на дровах. И сотрудники электростанций, пока было возможно, сами ездили в пригороды на лесозаготовки. Дрова, кстати, нередко тоже возили на трамваях.
Однако 8 декабря 1941 случилось горе — одно из многих за время блокады. Из-за нехватки электрических мощностей и разрушения электростанций немецким обстрелом трамваи встали. Многие — прямо на линиях, поскольку отключение тока произошло без предупреждения, в середине рабочего дня…
Уборка завалов и снега в Ленинграде с грузовыми трамваями