Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод

В июне 1920 года «Святогор» вывел из льдов пароход, просидевший зажатым меж торосов в течении четырех месяцев. После этого ледокол получил плату за свою работу и… отправился обратно к англичанам.
Тогда же, в начале двадцатых, между правительствами двух стран начались переговоры о возвращении ледокола «Святогор». Вел их с советской стороны знаменитый дипломат Леонид Красин. И добился успеха: ледокол вернулся. После смерти Л.Б. Красина в 1926 году имя его и присвоили бывшему «Святогору».

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Советский дипломат Леонид Красин и ледокол, нареченный в его честь.

В 1924 году знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен создал Международное общество «Аэроарктика» и поставил перед авиастроителями цель — организовать воздушное сообщение над ледовыми просторами при помощи «цепеллинов» — дирижаблей. Идея показалась интересной итальянскому генералу и авиаконструктору Умберто Нобиле, который и разработал проект «цепеллина» специально для северных условий. В 1926 году дирижабль «Норге» («Норвегия») был построен и пущен в первый полет — через всю Центральную Арктику к Северному полюсу. Руководили экспедицией сам итальянский авиатор и знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Руаль Амундсен

Первым делом две мировые знаменитости поссорились. Насмерть… Так, что в дальнейшем Нобиле решил проводить полеты над полюсом без «упрямого норвежца, лезущего со своими советами не к месту». В 1928 году генерал построил новый дирижабль, назвал его «Италия», набрал полтора десятка добровольцев в экспедицию — и вылетел на Северный полюс.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Умберто Нобиле в гондоле своего дирижабля

Экспедиция должна была совершить посадку на 90-й параллели. По плану группа исследователей в течении нескольких дней проводила бы там уникальные исследования, чего не смог сделать экипаж «Норге»… Ну, и конечно, итальянский военный аристократ пытался утереть нос норвежскому выскочке — сыну простого человека, мелкого судостроителя, державшего в Борге небольшой эллинг для рыбачьих паровых баркасов…

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Дирижабль «Италия» на Шпицбергене

Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая, причем, провожал экспедицию… Папа Римский Пий XI. Подаренное Папой распятие при пролете над самой северной точкой земли было сброшено в снег — в знак «Господнего владычества над северными водами».

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Умберто Нобиле у иллюминатора дирижабля

Были у Нобиле планы высадить исследовательскую группу на лед, но погода не позволила: дирижабль лег на обратный курс и… пропал. Связь с экспедицией оборвалась 25 мая.

Через 9 дней обыкновенный советский школьник, занимавшийся в кружке радиолюбителей, случайно выловил в эфире слабый радиосигнал. Оказалось, в 100 километрах от Шпицбергена над замерзшим морем дирижабль обледенел и обрушился на льдину. Причем, жесткая посадка пришлась кормой и «брюхом», а там — пилотская кабина. В результате она разломилась. Механик по фамилии Помелло погиб сразу, сам Нобиле, и члены экспедиции Мальмгрен и Чечони получили травмы. После отрыва части гондолы то, что осталось от дирижабля еще и утащила пурга, так что шесть экспедиционеров пропали без вести. А выжившие очутились на голом льду среди обломков своего воздушного корабля и раскиданных при аварии личных вещей.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Авария дирижабля «Италия». С рисунка из итальянской прессы

К счастью, бочки и короба с пайком экспедиции — весом более 170 килограммов — и три тюка брезента и резервных лоскутов для ремонта баллонов дирижабля тоже выпали на лед. Из этих лоскутов выжившие соорудили палатку для жилья, перенесли в нее пострадавших и укрыли свой НЗ. А для того, чтобы палатку было хорошо видно во льдах, еще и покрасили «цепеллинову шкуру» в красный цвет, благо пара банок с краской тоже как нельзя кстати вывалилась из разодранного льдом «брюха» гондолы.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB