Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод

В городе Петербурге, у набережной рядом с Горным институтом, принимает экскурсии уникальный корабль-музей. Ледокол, которому исполнилось более 100 лет.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Фото. Ледокол «Красин» на музейной службе

В начале Первой Мировой войны командующий Балтийским флотом вице-адмирал Н. О. Эссен поставил перед Морским Техническим комитетом Адмиралтейства вопрос о необходимости строительства новых ледоколов — для обеспечения военных действий флота в зимний период и для обеспечения зимнего плавания союзных транспортов в Архангельск, превратившегося с началом первой мировой войны в важнейший внешнеторговый порт России. Морской министр, адмирал И. К. Григорович, идею поддержал. В результате к концу 1915 российское правительство приняло решение заказать новый ледокол в Англии — собственные верфи уже были давно и прочно заняты огромным количеством военных заказов. В январе 1916 года был заключен контракт с английской фирмой «Армстронг, Витворт и Кo». Нарекли ледокол именем «Святогор» — в честь легендарного былинного богатыря, который был столь силен, что его отказывалась носить земля. Проект был разработан русскими инженерами на базе знаменитого макаровского «Ермака» и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
«Святогор», будущий «Красин», в начале своей карьеры.

Англичане строят быстро: уже 12 января на стапеле был заложен киль будущего корабля, а к маю на верфь поставлена треть необходимого для сборки корпуса металла. 1 августа ледокол был готов к спуску на воду, а 3 августа спуск состоялся. Доукомплектовав ледокол, заводская команда передала его российскому экипажу уже к 1 октября 1916 года.

Официальные испытания «Святогора» задержались из-за опасности потопления ледокола германскими подводными лодками, так и шнырявшими вокруг Ливерпульской мерной мили. Только 3 марта ледокол вышел в море, но, пройдя всего 15 миль, повернул в порт. В рапорте капитан К. К. Неупокоев объяснил свои действия тем, что «ледокол совершенно не слушался руля, уклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны».

Однако заводская комиссия заявила, что проблемы с управлением — от того, что экипаж еще не освоился на корабле и не изучил механизмы. Наблюдающие за постройкой и испытаниями корабля русские инженеры, в свою очередь, пытались доказать, что по своим маневренным качествам ледокол ничем не уступает старшему брату «Ермаку», стаж безаварийной работы которого насчитывал 17 лет. Все время, пока шли споры, «Святогор» пребывал на стоянке в Ньюкасле. Только 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг, и он был зачислен в состав боевой эскадры — Флотилии Северного Ледовитого океана. Здесь он занимался проводкой транспорта в ледовых условиях и… охраной конвоев от подводных лодок. Но недолго: вскоре в стране поменялась власть, политические бури захлестнули русский север, а вскоре после Октябрьской революции Антанта начала интервенцию против молодой Советской республики.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Ледокол «Святогор» во время достройки в Англии

К Архангельску шла английская эскадра, и для того, чтобы затруднить ей подход к городу, городскими властями было принято решение утопить в устье Двины несколько кораблей. В том числе непостижимым образом попал в число кандидатов на затопление и «Святогор». Впрочем, ледокол открыл кингстоны на отмели — и над водой остались и трубы с мачтами, и большая часть надводного борта. После того, как англичане все-таки вошли в Архангельск, они без труда при помощи единственного буксира-водоотливника откачали ледокол и стали использовать по назначению.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Затопленный ледокол «Святогор»

Удивительно, но факт: захваченный англичанами ледокол советскому правительству пришлось вскоре … арендовать. Дело в том, что в Карском море попал в ледовую ловушку ледокольный пароход «Соловей Будимирович». С пассажирами на борту. Более 85 человек, в том числе -женщины и дети, оказались на грани голодной смерти на терпящем бедствие корабле. «Святогор» прибыл к месту аварии под командованием знаменитого норвежца Отто Свердрупа – бывшего капитана легендарного «Фрама».

Читай продолжение на следующей странице
AesliB