Как в России регулировали дорожное движение?

Однажды император Павел I проявил очередное самодурство, запретив: офицерам — ездить в закрытых экипажах; возницам — кричать; ездить в экипажах цугом (запрягая лошадей «гуськом»). Как и другие указы Павла, этот также вызвал недовольство.

Причем не только среди благородного сословия, но и у части простых горожан. А именно — извозчиков, которым отныне было нельзя не только кричать, но и быстро ездить, да еще и «быть пьяными»! Больше того — чтобы обезопасить прохожих, Павел пытался вовсе запретить извозчиков в столице.

По рассказу современника, иные извозчики были очень возмущены нововведениями императора-деспота.

Деспотом Павел I, конечно, был. Но был ли подобный указ в новинку? Ведь меры к упорядочению дорожного движения на Руси принимали задолго до Павла.

Одни из первых известных нам — указы Великого князя Ивана III. Правда, касались они ямских трактов — то есть междугородних сообщений, долго использовавшихся лишь для княжеских нужд. Вопрос пробок на междугородных трассах и теперь стоит не столь остро.

А в городах дорог и в старину не всем хватало. И рано или поздно, властям приходилось озаботиться безопасностью и удобством горожан.

Наводить порядок на дорогах начал царь Алексей Михайлович. Начал с малого.

  • 1670 год — запрет на въезд в Кремль на лошадях чинам от стольника и ниже. Нет, не потому, что худородным сюда не по чину. Да и стольника, 5-й сверху дворцовый чин, к худородным никак не отнести. Запрет диктовался, в основном, безопасностью «тусовавшихся» в Кремле и вокруг него горожан.
  • 1676 год — царь Федор Алексеевич велит снести на Красной площади торговые строения, препятствовавшие движению транспорта. Москва уже давно была «центром мира», притягивая как многочисленных гостей, так и желающих поселиться тут насовсем. Город активно рос вширь, а вот улицы оставались по-прежнему узкими. И начиная с Петра I, почти каждый царь подтверждал, уточнял и расширял дорожные правила и ограничения.
  • 1683 год — Пётр I запрещает в Москве: ездить быстро; на невзнузданных лошадях; без возниц.

Последнее требует пояснения. Традиционным для Московии способом была езда в упряжке без вожжей. Возницы сидели верхом на лошадях. Уже при первых Романовых Русь постепенно европеизируется. И в Москве стали ездить по-европейски — «на вожжах с бичами большими». При этом страдали простые обыватели: «едучи по улицам и по переулкам, небрежением людей побиваете».

  • 1718 год — Пётр I учреждает полицию в Петербурге; 1722 год — в Москве. Помимо прочего, полиции поручено следить за порядком на дорогах. В конце столетия Екатерина II указом «О благочинии» конкретизирует и упорядочит функции полиции.

Но видимо, даже петровские указы соблюдались не всегда. И императрица Анна Иоанновна в 1730, 1732, 1737 годах также издаёт указы, касающиеся дорожного движения.

Прежде всего, это требование «ездить… со всяким опасением и осторожностью». За нарушение указа полагалась порка: в первый раз — плетьми, во второй — кнутом. За третье нарушение преступнику грозила каторга.

Позже императрица уточнила: «кто дерзнет так резво и несмирно ездить… и плетьми кого бить и санями и лошадью давить», тем грозило наказание вплоть до смертной казни.

В 1730 году в Петербурге появляются первые «посты ДПС» — караулы, наблюдавшие за движением. Нарушителей предписывалось «приводить в полицию». А через 2 года конкретизировали: нарушителям грозили «жестокое наказание или смертная казнь». По крайней мере, для извозчиков и лакеев. Помещикам грозил крупный штраф. К слову, дела разбирались в Сенате — почти на высшем уровне.

Десятилетие правления Анны — суровое время! Некие элементы гуманизма появятся лишь в последующие царствования: Елизавета не утверждала смертных приговоров, а в правление Екатерины II состоялось лишь две публичных казни.

При Анне не было ни видимости гуманизма, ни игры в просвещенный абсолютизм. Впрочем, Анна понимала, что иногда нужно и расслабиться. Так что императрица разрешила «бегать на резвых лошадях взапуски или в заклад» в пустынных местах, «где мало людей ходит».

А вот ездить зимой по петербургским речкам и каналом возбранялось, дабы не засорять их «от конного помета»…

Как в России регулировали дорожное движение?

В. А. Серов, «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 г.

«Эстафету» принимает императрица Елизавета Петровна. 1742, 1744, 1753, 1756, 1760 годы — новые указы. Требования те же: ездить «смирно», дабы «утеснения и убийства не чинили». Императрица ограничила «звуковые сигналы»: возницам запрещалось ругаться и щелкать кнутами! А плети оставили лишь форейторам и возницам.

Заодно императрица ограничила габариты транспортных средств, запретив «тройки». Наказывать «водителей-нарушителей» предполагалось в духе времени: слуг пороть, помещиков штрафовать, слишком скоростные транспортные средства конфисковывать резвых лошадей отправлять на императорскую конюшню.

Дело не ограничивалось запретами и заботой о безопасности пешеходов. С течением времени правила все больше продумывались и конкретизировались.

Пётр I ввёл правило, которому мы следуем до сих пор: экипажам разъезжаться с правой стороны.

При Екатерине II извозчикам впервые выдаются «номерные знаки» — кожаный номер нашивался на одежду. Знаки выдавались за плату, шедшую на полицейские расходы. Тогда же было снова запрещено громко кричать и свистеть; скорость в городе ограничивалась «малой рысью»; перед перекрестком предписывалось снижать скорость и «осматриваться». В очередной же раз устанавливались санкции за неосторожную езду: «взять под стражу и отослать к суду».

Также предписывалось уступать дорогу крестным ходам, похоронным процессиям, воинским частям и пожарным командам.

Кстати, о пожарах! Екатерина запретила ставшую модной ночную езду с факелами. Только с фонарями!

Но правила касались не только безопасности.

В 1681 году царь Федор Алексеевич впервые регламентирует статус владельца экипажа.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB