Как советские узники спасли Британию от ударов «Фау-1» и «Фау-2»

Среди множества концлагерей и «лагерей смерти» Третьего рейха (исследователи по сию пору не сходятся во мнениях об их точном числе) был один совершенно особый лагерь. Ныне он, как...

Среди множества концлагерей и «лагерей смерти» Третьего рейха (исследователи по сию пору не сходятся во мнениях об их точном числе) был один совершенно особый лагерь. Ныне он, как и ряд других подобных мест, превращен в музей, однако судьбы погибших в нем людей остаются невыясненными. Как «филиал» жуткого Бухенвальда гитлеровцы открыли его в конце августа 1943 года. Аккурат в самом центре рейха – в пяти километрах от города Нордхаузен. Под землей. А точнее – в горной породе. Нацисты по приказу Гитлера форсированными темпами решили наладить тут производство небезызвестных самолетов-снарядов (крылатых ракет) «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2». Здесь же выпускали реактивные двигатели для новейшего самолета Ме-262.

Как советские узники спасли Британию от ударов «Фау-1» и «Фау-2»

Один из узников концлагеря Дора-Миттельбау показывает американским военным следы преступлений нацистов. Фото 1945 года

Задачу «штамповать» как можно больше экземпляров «чудо-оружия» проигрывающие войну нацисты возложили преимущественно на советских заключенных – вместе с поляками и французами они, по некоторым оценкам, составляли 75% узников. Конкретно речь может идти о многих тысячах граждан Советского Союза разных национальностей, которые всячески пытались замедлять эти работы, вредить производству вражеских новинок. Активного же поиска и поднятия из забвения имен этих героев никогда не велось, в то время как они достойны включения их в учебники истории, увековечения в мемориалах.

РАБОТАЛИ НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ

Лагерь, находящийся на глубине почти 70 м, именовался как город, близ которого возник, а также Дора-Миттельбау, или просто Дора. Решение о его строительстве с целью производства «Фау-1» и «Фау-2» принимал лично Адольф Гитлер. А утвердить «местечко» предложили ему министр вооружений Альберт Шпеер и рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Выбор был обусловлен тем, что в районе Нордхаузена уже существовала система туннелей, которая изначально предназначалась для подземного топливного склада вермахта. Теперь же толща базальтовой породы надежно обеспечивала защиту оборудованных на глубине цехов от налетов британских крылатых бомбовозов – «ланкастеров» и «галифаксов».

Германское «Оружие возмездия» (Vergeltungswaffe) с самого начала его выпуска предназначалось для ударов по Англии – как месть за ковровые бомбардировки германских городов. Об этом трубила геббельсовская пропаганда. Основная же внешнеполитическая задача, которую ставили перед собой нацисты, заключалась в выведении из войны Британии и Америки: вышла бы первая – и Штаты ретировались бы. Поэтому и обстреливали преимущественно Туманный Альбион. А также Бельгию, где высаживались союзники (по той же причине доставалось еще и Франции). А в дальнейшем, с накоплением и модернизацией ракет, Берлин намеревался переломить ход войны в свою пользу.

Фюрер торопил: Vergeltungswaffe ему было нужно «здесь и сейчас»! Поэтому лагерь под Нордхаузеном строили ударными темпами и поистине «на века». Когда после войны американские оккупационные власти решили взорвать один недостроенный бункер и под одну из его входных арок заложили 125 т динамита, взрыв не возымел видимого воздействия на конструкцию. Славный был железобетон, и заложили его очень умело, надежно!

Производительности подземного завода тоже «можно позавидовать»: в «лучшие» месяцы с конвейера сходило по 35 огромных ракет ежедневно! Однако не все знают, что часть ракет не только не долетели до назначенных целей, но и даже не смогли подняться в воздух. Причиной этого стала деятельность антифашистов Нордхаузена.

Немцам не потребовалось много времени, чтобы понять, что в лагере действует подполье. В штольни было брошено гестапо. Выявленных зачинщиков саботажа нещадно и жестоко казнили. Проводя при этом «уроки» устрашения. В отечественных источниках часто приводится со ссылкой на мемуары Бориса Евсеевича Чертока такое описание придуманной гитлеровцами изуверской механической массовой казни на 70-метровой глубине. К мостовому крану, который был предназначен для вертикальных испытаний и последующей погрузки ракет, были подвешены две балки с многочисленными петлями, которые при необходимости опускали до высоты человеческого роста. Палачи накидывали удавки на шеи провинившихся или заподозренных в саботаже заключенных, крановщик нажимал кнопку подъема – и сразу совершалась казнь через повешение до шести десятков человек. Происходило это на глазах у сотен других узников.

Но и без того заключенные были поставлены в такие тяжелейшие условия труда, что пребывание многих здесь с момента их прибытия не превышало порой и нескольких недель, а то и дней. Температура воздуха в глубинах рукотворно разъятой горы не поднималась выше 7–10 градусов, а на отоплении палачи экономили. Как и на вентилировании штолен. Как и на кормлении узников, работавших на грани выживания.

Один из тех немногих временных обитателей Доры, чудом уцелевших в том аду, попавший в лагерь в начале октября 1943 года, свидетельствовал об условиях труда и быте людей в полосатой робе: «Первое время мы работали на пробивке туннеля – изнурительный и тяжелый труд, стоивший немало жертв. Спали в штольне, глубоко под землей. К одеялу каждого заключенного была прикреплена на веревке миска для еды, она служила и подушкой. Холода в так называемых спальных штольнях не чувствовалось, но стояла такая пыль, что почти не было видно находящихся рядом… Под страхом наказания запрещалось брать воду из-под крана: она предназначалась только для машин и цементомешалок… Ни воды, ни умывальников, ни уборных… Куда ни глянь – едва держащиеся на ногах скелеты: таких истощенных узников мне не доводилось видеть еще ни в одном лагере, а побывал я во многих».

Подобная практика была введена с четким расчетом на то, чтобы у человека в таком его состоянии не возникало даже мысли о побеге.

С 1933 ГОДА – СУПЕРСЕКРЕТНОСТЬ

Как советские узники спасли Британию от ударов «Фау-1» и «Фау-2»

Крылатые ракеты «Фау-1» на территории подземного завода. Фото Федерального архива Германии

В 20-е годы прошлого столетия немецкими специалистами были опубликованы теоретические работы, доказывающие реальность межпланетных перелетов. Авторами их, в частности, были инженеры Герман Оберт (1894–1989; один из основоположников современной ракетной техники), Макс Валье (1895–1930; погиб при испытаниях реактивного двигателя для автомобиля), Вальтер Гоман (1880–1945; математически обосновал траекторию орбитального полета, названную позже его именем). В 1929 году в Германии начинаются практические работы по созданию ракетных двигателей под руководством и непосредственным участием одного из пионеров ракетной техники Рудольфа Небеля (1894–1978), а также Вальтера Риделя (1902–1968) – будущего главного конструктора «Фау-2».

Год спустя при активном содействии военных на полигоне рейхсвера Кюммерсдорфе, что располагался в 30 км южнее столицы, был организован полигон для испытания ракет. На них присутствовал и молодой техник – студент Берлинского университета Вернер фон Браун (1912–1977; этому члену НСДАП с 1937 года и штурмбаннфюреру СС суждено будет стать создателем первых баллистических ракет и зваться «отцом» американской космической программы). И военные, которых впечатлило первое испытание, способствовали развитию этих начал. Еще через три года под руководством Брауна была разработана 150-килограммовая 1,4-метровая ракета А-1, топливом для которой служила смесь этанола и жидкого кислорода. И с того же 1933 года – а это, мы помним, год прихода к власти нацистов – все работы и публикации по ракетной технике в Германии были засекречены.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector