Как лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов

В 1944 году конструкторский коллектив, возглавляемый Александром Эммануиловичем Нудельманом, разработал для истребителей автоматическую 45-мллиметровую пушку НС-45. Весила она 163 кг, а каждый её снаряд имел 1,065-килограммовую массу. Темп...

В 1944 году конструкторский коллектив, возглавляемый Александром Эммануиловичем Нудельманом, разработал для истребителей автоматическую 45-мллиметровую пушку НС-45. Весила она 163 кг, а каждый её снаряд имел 1,065-килограммовую массу.

Темп стрельбы составлял 260 – 280 выстрелов в минуту. Пушка имела ленточное питание, а боекомплект составлял 29 снарядов.

Особенностью этого орудия был весьма тонкостенный ствол. Толщина стенок ствола составляла всего 3,75 мм против 7,1 мм у НС-37. ПО сути дела это был ствол 37-миллиметровой пушки, рассверленный до 45-миллиметрового калибра. Это позволило установить НС-45 на истребитель Як-9 с мотором ВК-105ПФ без серьезной доработки редуктора двигателя. Ствол НС-45 был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи пушки. Самолёту с таким орудием дали обозначение Як-9К. Этот истребитель имел взлетный вес 3246 кг, скорость на высоте 8700 м 673 км/ч, у земли – 618 км/ч. Высоту 6 тысяч метров Як-9К набирал за 6,6 минуты. Запаса топлива хватало на 1300 км.

Войсковые испытания Як-9К проходили в два этапа: с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 г. на 1-м Белорусском фронте.

На 44 машинах этого типа летчики совершили 340 боевых вылетов. Як-9К стал настоящей грозой для бомбардировочной авиации противника. Для таких целей мы эти истребители обычно и употребляли. В ударные группы включали Як-9К, а в группы прикрытия – либо Як-1, либо Як-7. Такие комбинированные, смешанные группы давали наилучшие результаты. В воздушных боях и на земле они уничтожили 106 самолётов противники, а потеряли лишь один самолёт.

Этим самолётом был Як-9К лейтенанта Ивана Михайловича Киселёва. 20 августа 1944 года над Каунасом в самолёт попал зенитный снаряд, и лётчику оторвало ногу. Несмотря на это, Киселёв сумел привести самолёт на аэродром и потерял сознание лишь выключив двигатель. Машина получила столь тяжёлые повреждения, что её пришлось списать, а лейтенант Киселёв в мае 1945 года вернулся в строй и летал с протезом.

Но самый интересный случай во фронтовой биографии Як-9К произошёл 16 января 1945 года. В тот день командир звена Краснознамённого Севастопольского 812-го истребительного авиаполка лейтенант Пётр Тихонович Щеглов, вылетел в составе группы из шести Як-9К на штурмовку отступающих вражеских войск. Уже возвращаясь на аэродром, Щеглов увидел под крылом мчащийся на всех парах эшелон: в те дни шла Висло-Одерская операция, и немцы спешно эвакуировались и вывозили имущество. И тогда Щеглов решил атаковать этот состав. Атаковать, несмотря на то, что в ленте оставалась всего пара снарядов. Однако благодаря низкой скорострельности пушки НС-45, Щеглов к тому времени уже наловчился стрелять одиночными выстрелами.

Одного снаряда оказалось достаточно, чтобы вывести из строя паровоз. Эшелон остановился, закупорив дорогу. В результате наши войска захватили еще 20 эшелонов.

4 февраля тот же лейтенант Щеглов перегонял свой самолёт из Познани на аэродром Реппен. Прямо над аэродромом он встретил FW-190, который сбил одним выстрелом. Немецкий самолёт рухнул прямо на лётное поле.

Что интересно, заряжала орудие и следила за его техническим состоянием жена лейтенанта Щеголва Мария Степановна. С Марией, носившей в девичестве фамилию Гусева, он связал свою судьбу когда вместе с ней воевал на У-2. Истребителем же Щеглов стал лишь в августе 1944.

Всего Щеглов выполнил на Як-9К 30 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил три самолёта противника. По итогам войсковых испытаний Пётр Тихонович Щеглов 29 марта 1944 года был награждён Орденом Красного Знамени.

источник: vegchel.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...