Флагман отечественного автопрома

До революции 1917 года российская промышленность не успела наладить массовый выпуск автомобилей. Производство составляло в лучшем случае несколько сотен машин в год, тогда как требовались даже не тысячи,...

До революции 1917 года российская промышленность не успела наладить массовый выпуск автомобилей. Производство составляло в лучшем случае несколько сотен машин в год, тогда как требовались даже не тысячи, а десятки тысяч.

В разгар Первой мировой войны с привлечением английских, французских и итальянских специалистов в империи начали строить шесть крупных автомобильных заводов. Но до начала революции и Гражданской войны частично построить и запустить успели лишь два из них.

Поэтому к концу 1920-х в стране работало лишь два крупных автозавода — в Москве и Ярославле. Для развития экономики и промышленности срочно требовалось нарастить выпуск автомашин, как грузовых, так и легковых. Своя инженерная школа в стране только создавалась, и советское правительство решило использовать самый передовой на тот момент технический опыт, обратившись к американскому автогиганту Ford Motor Company.

К тому времени компания Форда произвела уже более 15 млн автомашин и по праву считалась ведущим автогигантом мира. Не случайно основателя и собственника компании Генри Форда именовали «автомобильным королем». Договор между советским правительством и Ford Motor Company был подписан 31 мая 1929 года. Американская компания обязывалась оказывать техническую помощь при организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей в нашей стране.

Договор был продуманным и выгодным для Советского Союза. Например, Ford Motor Company обязывалась принимать на обучение на своих заводах большое количество советских специалистов, предоставлять всю документацию и на протяжении еще пяти лет после пуска в СССР автозавода-гиганта оказывать ему техническую поддержку. По сути, наша страна получала возможность изучить и перенять весь самый передовой опыт автомобилестроения тех лет. Но и Форд не остался без прибыли: за свою помощь «автомобильный король» получил огромную по тем временам сумму — 30 млн долларов (эквивалент примерно 800 млн современных долларов США).

Для строительства будущего ГАЗа был избран Нижний Новгород, крупный промышленный центр еще с дореволюционных времен. Завод требовалось создать в самые короткие сроки — стране для развития экономики срочно требовались десятки тысяч грузовиков.

Выбранное для строительства место на окраине Нижнего Новгорода тогда официально именовалось «Площадкой Автостроя». И 2 мая 1930 года здесь в торжественной обстановке был дан старт строительству будущего автогиганта.

Главным представителем государственной власти Нижнем в то время был секретарь Нижегородского крайкома коммунистической партии Андрей Жданов, один из ближайших соратников Сталина, в скором будущем второе лицо в правящей иерархии СССР. В присутствии будущих строителей автозавода, рабочих делегаций с фабрик и заводов Нижнего Новгорода и Москвы Жданов торжественно заложил первый камень в фундамент ГАЗа.

Одновременно в фундамент кузнечного корпуса автозавода был забетонирован документ следующего содержания: «Во исполнение решений Правительства СССР в присутствии рабочих — строителей завода, рабочих делегаций Канавина, Сормова, Москвы, Дзержинска, Балахны и представителей партийных, профессиональных и общественных организаций Нижегородского края — заложен первый камень будущего автогиганта, о чем и составлен настоящий Акт».

С этого дня началось ускоренное строительство. Необходимо было возвести огромный комплекс: производственные корпуса цехов, теплоэлектроцентраль, водозабор на Оке, создать сложную систему подземных коммуникаций, построить рядом с заводом большой жилой массив на тысячи квартир — «социалистический город». Именно в «соцгороде» автозавода началось строительство тридцати первых в Нижнем Новгороде благоустроенных каменных многоэтажных домов для рабочих.

Как писали газеты того времени, «ни один город страны не может сравниться сейчас с Нижним Новгородом по количеству строящихся объектов и по размаху строительства».

При этом работы велись в сложных условиях, наша страна в то время все еще оставалась технически отсталой и бедной. Первым строителям приходилось жить в палатках и землянках.

Крестьянскую молодежь, пришедшую из деревень, приходилось учить азам строительства и одновременно готовить из строителей будущих работников автозавода. Не хватало квалифицированных каменщиков, плотников, бетонщиков, штукатуров и других специалистов. На строительстве имелось всего 10 экскаваторов, и свыше 80% работ выполнялось вручную.

Однако, несмотря на все трудности, завод был построен в рекордно короткий срок — всего за 18 месяцев. И уже в начале 1932 года с его конвейера сошел первый советский грузовик ГАЗ-АА, отличавшийся значительным техническим усовершенствованием по сравнению со своим американским прототипом.

Вскоре Нижний Новгород был переименован в Горький, в честь писателя Максима Горького. И крупнейшее в СССР автопроизводство получило имя, ныне известное всем в нашей стране, — ГАЗ, Горьковский автомобильный завод.

Заложенный 2 мая 1930 года, автогигант за следующие 80 с лишним лет своей истории освоил в производстве шесть поколений грузовых и легковых автомобилей, колесных бронетранспортеров и гусеничных машин. За эти десятилетия ГАЗ разработало свыше 40 базовых моделей грузовых и легковых авто, а также военных и специальных автомобилей и автобусов, сотни их модификаций и опытных конструкций, выпустив в общей сложности более 18 млн машин.

автор: Алексей Волынец

источник: rusplt.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...